Главная › Блог › Издания
Издания
Примечания к сборнику "На рубеже буран"
24.08.2017 148 0.0 0



Сначала некоторые пояснения:

1. если в примечании не указан источник публикации, то это означает, что стихотворение ранее не публиковалось;

2. я имею устное сообщение, что около одной трети публикуемых в данном сборнике моих палиндромных стихов было представлено в периодическом сборнике Владимира Рыбинского «Амфирифма» (кажется, в № 14, 2000 г.). В примечаниях это не отражено, т. к. перечень моих стихов в «Амфирифме» определен мной косвенным образом: это те стихи, которые были написаны до 2000 года. Сам же сборник мне обнаружить не удалось;

3. осенью 2000 года Владимиром Рыбинским был мне подарен один экземпляр сборника: Игорь Быстров. На рубеже буран: рифмованные стихи-палиндромы. М., репринт, 2000, 20 стр., 20 экз.

Вероятно, этот репринт был взят из вышеупомянутого периодического сборника Вл. Рыбинского «Амфирифма». Репринту предпослано небольшое предисловие Вл. Рыбинского:


«Быстрову Игорю Федоровичу только что исполнилось 65, доцент кафедры информатики МГИЭТ, живет в Зеленограде и уже второй десяток лет увлекается составлением палиндромов.

Его кредо:

Жизнь – магия Природы.
Мысль – магия Жизни.
Слово – магия Мысли.
Стих – магия Слова.
Палиндром – магия Стиха.

В начале 1990-х осуществил около десятка публикаций своих палиндромов в зеленоградской газете «Сорок один». Как сильный программист надеется на реальную помощь ЭВМ в составлении полноценных перевертней».

Насчет «сильного программиста» Вл. Рыбинский явно преувеличил, но особые способы архивации и алгоритмы при составлении палиндромов я использую. В этом существенно помогает разработанная мной формальная теория палиндрома.

Ниже в примечаниях указывается время написания стихотворения, все его публикации и иногда – пояснения и особые обстоятельства возникновения.

Времена года.

Цикл из четырех частей («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»). Впервые опубликован в газете «Сорок один», № 40, октябрь 1992 г.

Другие публикации:

– Встреча под часами. Стихи и проза (литер.сб.). М., МГИЭТ (ТУ), 2005 г., сс. 24-25.
– Мы из ТбСВУ (воспоминания о прошедшем в прозе и стихах). Тамбов, 2007 г., сс. 91-92.

а) «Осень». Написано в ноябре 1978 г. Отдельная публикация в альманахе «Литературный Зеленоград-2000», Москва, 2000г., с. 94.
б) «Зима». Первые шесть строк написаны 5 марта 1979 г. Остальные – 9 ноября 1999 г. Охабень – «верхняя долгая одежда, с прорехами под рукавами и с четвереугольным откидным во-ротом, кобеняком» (Даль).

Пользуюсь случаем, чтобы на конкретном примере отчетливо подчеркнуть разницу между обычным палиндромописанием и поэтическим палиндромосочинительством (чем я, между прочим, занимаюсь)…

Цитирую строки:


Мороз… Вещи чище… Взором
Тонешь: лад дальше нот.
Ворону живую увижу – норов
Тот еще, тот.

В этом куплете (посмотрите!..) ни одна из отдельно взятых строк не несет законченного смысла, т. е. фактически (но не формально) не является палиндромом. А объединение строк звучит и читается неплохо…

в) «Весна». Написано в ноябре 1980 г. Сельпо – «сельское потребительское общество, а также магазин-кооператив такого общества» [Словарь русского языка в четырех томах (АН СССР). Т.IV. М., изд. «Русский язык», 1988].


г) «Лето». Первые 5 строк (кроме третьей) написаны в июне 1978 г., остальные строки написаны 19 июня 1999 г. «Лелем хожу я, уж охмелел…» – здесь использована строка Дм. Авалиани: «Уж охмелел я, Лелем хожу». Лель – Древнерусское языческое божество любви и брака. Последняя строка стихотворения «Лето» («уж редко рукою окурок держу») впервые была употреблена Борисом Гольдштейном в следующем контексте:

Уж редко рукою окурок держу,
Уж истово вот сижу,
Яро в тиши творя.
Заржу уж раз
Удач в чаду,
Уж раз заржу –
Да рад!

(1970-е гг.)

Этот «реверанс» я делаю, чтобы напомнить о проблеме соотношения авторства и авторского мастерства: как говорится, «…мы стояли на плечах гигантов» (см. «Одиссею»)…

Поэт. Второе четверостишие («Вол сути, брось лав вальс – орбиту слов…») написано в 1981-1984гг., остальное – 30 апреля 2001 г. и 23 июня 2001 г.

Набросок поэмы. Первые 10 строк написаны в ноябре 1981 г., последние 4 строки («Течет Нева вен, течет…») – 31 декабря 1981 г., остальные – в 1982-1984 гг. Впервые опубликовано в газете «Сорок один», № 75, 27 сентября 1994 г. с присоединением ряда строк, позже перенесенных в другие стихотворения. Еще ранее была опубликована одна строка в виде заголовка репортерской статьи: Игорь Быстров. «Митингами магнитим плоть толп?» (заметки очевидца) в газете «Сорок один», № 7, февраль 1992 г.

Другие публикации:

– антология русского палиндрома XX века (составитель – Вл. Рыбинский). М., Гелиос АРВ, 2000 г., с. 33.

«В облаке токсид…» – слово «токсид» придумано мной; это нечто среднее между токсином и оксидом, «токсичный оксид».

Джаз. Написано примерно в октябре 1977 года. Это – мое первое палиндромное стихотворение.
Вкратце история его написания такова… В 1977 году «Литературная газета» объявила конкурс, который был связан с «героем» 16-й (юмористической) страницы газеты Евгением Сазоновым. Я пытался написать палиндром, который одновременно хотел сделать акростихом (САЗОНОВУ). Получилось только начало акростиха (САЗОН). Акростих не удался, но стих-палиндром я закончил. Последние две строки приписаны, конечно, позже (около 2001 г.).

На рубеже страны. Написано под впечатлением чеченских войн и событий в Средней Азии двумя порывами: первые четыре строки – в июне 1997 г., остальное – 31 июля 1999 г. Бишкек, Хорог, Талас, Ош, Наманган (Намангани), Акмола – города в Средней Азии.

С АДИДАС. Написано в 1998 г.

Я рад даря. Написано в 1998 г. За это стихотворение я взялся, увидев в газете «Сорок один» (№ 183, 4 декабря 1997 г.) такой заголовок. Хотелось показать автору этого заголовка, что палиндромные строки вовсе не «свалка металлолома, где можно найти куски железа причудливой формы» (выражение одного из редакторов газеты), а достойная форма поэтической образности.

Женщины и вино. Написано в августе 1980 г. Последняя строфа написана в феврале 1999 г. «Ретропер», «ретропорно» – слова, придуманные мной; их смысл очевиден. Илот – «земледелец в древней Спарте, считавшийся собственность государства. В русской литературе – бесправный человек, раб» [Словарь русского языка в четырех томах (АН СССР). Т. I. М., изд. «Русский язык», 1981].

Палиндром. Посвящено Дмитрию Авалиани. Написано 6 июня 1999 г., в день, когда отмечалось 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Четверостишие: «Мимо, туда! Вот дуб, будто в аду, томим…» было написано ранее (7 сентября 1989 г.) и публиковалось:

– впервые в газете «Сорок один», № 75, 27 сентября 1994 г.;
– в «Антологии русского палиндрома XX века» (составитель – Вл. Рыбинский). М., ГелиосАРВ, 2000 г., с. 33.

Остальное публикуется впервые.

Строка «Палиндром («и ни морд ни лап»?)» начинает критику палиндрома как некоей игры. Вышеприведенную строку нередко используют Интернет-палиндромисты (надо же как-то включить напрашивающийся палиндром в массовую стихию!..).

На рубеже веков. Первое четверостишие написано 10 апреля 1982 г., второе – вскоре после этого. Впервые опубликовано в газете «Сорок один», № 75, 27 сентября 1994 г.

Другие публикации:

– антология русского палиндрома XX века (составитель – Вл. Рыбинский). М., ГелиосАРВ, 2000 г., с. 33 (первые два четверостишия).

Жан-Поль Сартр – французский писатель и философ-экзистенционалист второй половины XX века.

Торо. Написано в 2001 году.

«Гол сини слог…». Одно из моих ранних палиндромных стихотворений, написано в ноябре 1977 г.

«Нес я довод ясен…». Одно из моих ранних палиндромных стихотворений, написано в декабре 1977 г. Впервые опубликовано в газете «Сорок один», № 36, 30 марта 1996 г.

«Туч окороки дико рокочут…». Написано в апреле 1978 г. Первая строка приписана гораздо позже (примерно в 2001 г.). Конечно, грамматически правильно: окорока. Примите это за авторскую вольность. Без первой строки стих звучит, возможно, лучше.

«Карабин и барак…». Написано в октябре 1978 г.

«Маг я доходягам…». Написано 2 декабря 2001 г. В этом стихотворении, среди прочего, «обсуждается» проблема глаголов в палиндромописании. Известно, что лишь глагол приводит текст в движение. А поди, найди-ка глагол для палиндромного текста!.. Данное стихотворение до последней строки не использует глаголов, поэтому «естественен» вопрос: «Лог ал… – Где, дед, глагол?»… Сразу же следует и ответ: «Яро глаголю:лог ал, горя!», где употреблен глагол глаголить».

«Неон, Зеленоград…». Написано 3 августа 1997 г.

«НЛО… Париж жира полн…». Написано а августе 1997 г.

«Ало… Колокола…». Написано а августе 1997 г.

«Дожди, миазмы, дым…». Написано в 1998 г.

«Вокал, боже, меж облаков…». Написано в 1998 г.

«Глава базаров, двора забава – ЛГ». Написано в июле 1988 г. Тогда уже я понимал (точнее, - начал немного понимать), что «Литературная газета» – это официальная отдушина, созданная властью для интеллигенции. Формальный же повод для написания стихотворения был связан с 30 ноября, днем святого Андрея, который ежегодно и своеобразно отмечался на 15-й странице газеты в 1986-1990 гг.

«Ментор оборотнем…». Написано в 1998 г. Слово «телерагу» встретилось мне как подзаголовок в одной из центральных газет.

«О, гон тумана мутного!..». Написано в ноябре 1998 г. Здесь я долго искал рифму к слову «мутного». Это мне удалось лишь после того, как я выделил однобуквенное слово «и» отдельной строкой:

И
Лога мрак, как карма, гол…


Такой прием оказался производительным и стал использоваться мной в дальнейшем.

«Корпим… Авто, вино гони… Вот вам и прок». Написано 26 февраля 1999 г.

«Мы – дым?..». Написано в ночь с 3 на 4 марта 1999г.

«Узор… Полем мело прозу…». Написано 30 июня 1999 г., последние две строки добавлены 7 мая 2001 г.

«Хит… Эвон бубнов этих». Написано в 1999 г. «Телка» – легко отдающаяся девчонка (молодежный жаргон 1990-х гг.). «ЛСД» – популярный наркотик, известный с 1960-х гг.

«Ропот, кабак, топор». Написано 3 августа 1999 г.

«Дачи, дороги, город и чад». Написано 14 августа 1999 г. Было представлено осенью 2005 года на конкурсе зеленоградских поэтов. Несмотря на то, что это стихотворение получило одобрение члена жюри Риммы Казаковой, ни одного из трех призовых мест оно не получило, удостоившись лишь поощрительного приза. Это одно из двух моих любимых авторских стихотворений (другое:«Театра дар тает…»).

«Нет нала – ген не галантен». Написано 18 марта 1999 г. «Нал» – «черная» зарплата, не учитываемая при налогообложении.

«Я, как сор, рос…». Первые две строфы написаны 14 июня 1999г., остальное – 14 апреля 2001г. «Картеж» – «страстная игра в карты» [Даль];

ЭНИАК – первый электронный компьютер. «Тусовать» – из воровского жаргона (правильно – «тасовать»).
В строках:

Я иду, судия,
В
Кабак…


снижается до обыденности известное высокое державинское палиндромное выражение: «Я иду с мечем судия…».

«Не лети! Вид удивителен!..». Первый вариант написан в 1992 г. Тогда же одобрительный отзыв был дан в редакции журнала «Наука и жизнь». Но тогдашнее время не благоприятствовало таким публикациям в журнале. Впервые опубликовано (в сокращении до трех строчек) в газете «Сорок один», № 75, 27 сентября 1994 г.

Другие публикации:

– газета «Сорок один», № 36, 30 марта 1996 г.
– антология русского палиндрома XX века (составитель – Вл. Рыбинский). М., ГелиосАРВ, 2000 г., с. 33 (повторение первой публикации).

В расширенном виде публикуется впервые. «УЗИ» – в данном контексте, автомат израильского производства.

«Кинь лет арбу, брательник…». Написано 2 ноября 1999 г. Ранее не публиковалось. Когда я в одной из школ Зеленограда демонстрировал свои стихи-палиндромы, один из школьников, внимательно просмотрев все (!) стихотворные строки, заметил, одна строка не является палиндромной, а именно: «кинь лета, жара тельник». Такое нарушение сделано мной сознательно. Первоначально строка была точно палиндромной: «кинь лета, жара, ража тельник». Но тогда нарушается ритмика стиха, – и слово «ража» я убрал. Как говорится, в поэзии можно нарушать правила, но только – овладев ими… «Тельник» – когда-нибудь придется объяснять и это слово.

«Был голос Данте…». Написано 9 октября 1999 г. «Вейтесь, сети Ев» – строчка из Н. Ладыгина (в моем пародийном исполнении).

«Да, занес ветер, прете все назад…». Написано 17 июня 2001 г. (поздний вариант).

«Я слагал стих…». Написано в 2001 г.

«Мод ярмо, догмы – вон!..». Написано в 2001 г.

«Ажур, как армада мрака, кружа…». Написано 3 декабря 1999 г.

«Театра дар тает…». Написано 11 февраля 2001 г. Возможен вариант: «Театра жар тает…». Обратите внимание на афористичность стиха, соединенную с рифмой и палиндромным складом. Это одно из двух моих любимых авторских стихотворений (другое: «Дачи, дороги, городи чад…»).

«И Ты вдали… Но Ты ли?..». Написано в конце февраля 2001 г. Указанное в примечании заглавие является строкой из стихотворения Александра Блока «Ищу спасенья» (Александр Блок. Том 1 в собр. соч. в 8 тт. М.-Л., ГИХЛ, 1960, с. 68):

…Но ярче всех – во мне духовный взор
И Ты вдали… Но Ты ли?
Ищу спасенья.


«Нам боли мало… Дола мил обман…». Написано в 2001 г. Жакан – «пуля особой конструкции для стрельбы из гладкоствольного охотничьего ружья» [Словарь русского языка в четырех томах (АН СССР). Т. I. М., изд. «Русский язык», 1981].

«Ворон, дороги, нот чага… Что ни город – норов…». Написано в 1999 г., 15 ноября 2001 г.

«Бел хлеб…». Написано в начале 1977 г. Можно было бы считать его моим первым стихотворением, но здесь поэтические «штанишки» явно коротки.

«Вино – могуче! Меч угомонив…». Написано 4-го и 8 мая 2001 г.

«Гори оно! И рог…». Написано 9-го и 16 мая 2001 г.

«Ад – не рад…». Написано 10 мая 2001 г.


ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ

Кажется, в этом жанре удается хорошо использовать палиндромные свойства языка.

ТЕЛЬ-АВИВ (перечисление – 1). Написано 14-го и 18 мая 2001 г.

КАЗАНЬ (перечисление – 2). Написано 27 мая 2001 г. Впервые опубликовано в газете «Крюковские ведомости», № 15(16), 29 сентября 2001 г. В отрывке:

Дыра, тати, ров, двор,
Жулики, лбы да сна муть,
Туман, сады, блики луж,
Роз узор
И татары…

внимательный читатель заметит нарушение палиндромного построения фразы. Сделано это сознательно – для усиления эмоционального звучания. Впрочем, этот «недостаток» легко устраняется, а именно: посредством вычеркивания подчеркнутых строк. Идея такой подстановки явилась одним из следствий формальной теории палиндрома.

САМИЗДАТ (перечисление – 3). Написано 24 сентября 2001 г. «з/к» – так записывались в ведомостях заключенные.

ЯРМАРКА (перечисление – 4). Написано 14 ноября 2001 г.

УИК-ЭНД (перечисление – 5). Написано 29 декабря 2004 г.

МЕДИТАЦИЯ (перечисление – 6). Написано 30 ноября 2005 г.

«Вот од кенари, мот в авто, мир анекдотов». Написано 18 мая 2001 г.

Старый сад. Написано 28 мая 2001 г. Впервые опубликовано в газете «Крюковские ведомости», № 15(16), 29 сентября 2001 г.

Другие публикации:
– Мы из ТбСВУ (воспоминания о прошедшем в прозе и стихах). Тамбов, 2007 г., с. 92.


ГЛАСНЫЕ

А-Я.
Написано 21 мая 2001 г.
Е-Э. Написано 23 мая 2001 г.
И-Ы. Написано 9 июня 2001 г.
О. Написано 8 июля 2001 г.
У-Ю. Написано 24 июня 2001 г.
«С» – символ спустился…». Написано 23 октября 2001 г.
Почти «З» (Плазмы дым… Залп!..). Написано 23 мая 2001 г.

«Я не лез в ив те ветви, в зеленя…». Написано 25 мая 2001 г.

«Ад у лба, город… Мод ослы, Париж…». Написано 25 мая 2001 г., добавлено 21 октября 2001 г. Игги Поп – лидер культовой в 1970-е годы группы «The Stooges». К началу 1980-х он стал чуть ли не классиком – за ним закрепился статус крестного отца панк-рока. Позже попал из-за наркотической зависимости в психбольницу; отождествлял себя со стаканом апельсинового сока. До конца так и не вылечился.

«Я – Алла!». Написано 25 апреля 2001 г. Это стихотворение – особого устройства: левая и правая половины несут разный смысл. А, впрочем, – баловство...

«И – о, боже! Тут сор попросту…». Написано 8 июня 2001 г.

Я не лез в узел . Написано 12 июня 2001 г.

Санузел. Написано 13-14 июня 2001 г.

«Та встреча! Боже!..». Написано 23 июня 2001 г.

«Цени все: ром, море, свинец…». Написано 15 июля 2001 г. Впервые опубликовано в газете «Крюковские ведомости», № 15(16), 29 сентября 2001 г.

«Себе не раз в телеге лет, в заре небес…». Написано 16 сентября 2001 г. Впервые опубликовано
в газете «Крюковские ведомости», № 15(16), 29 сентября 2001 г.

«Коли бедра – дар дебилок…». Написано 25 сентября 2001 г.

Ночь перед Рождеством. Написано 28 сентября 2001 г.

«Мир – гало души…». Написано 14 октября 2001 г.

«Волан – игра…». Написано 29 декабря 2004 г.

«Ажур… Как чертит речка, кружа!..». Написано 21 октября 2001 г.

«Те в тон: О, дни! Дин-дон!». Написано 27 октября 2001 г.

Хаима мама. Написано 26 ноября 2001 г.

«Низ неба, ку-ка-ре-ку Букера, Кука бензин…». Написано 26 ноября 2001 г.

«Снова тень… Не та: вон с гор…». Написано 26 ноября 2001 г.

Пираты. Написано 28 ноября 2001 г.

«Роз нет в мире – верим в тензор…». Написано 29 ноября 2001 г.

Синема. Написано 2 декабря 2001 г.

«Река химер, од течет…». Написано 26 декабря 2001 г. В стихотворении обыгрывается известная музыкальная фраза: «до-ре-ми-до-ре-до».

«А свобода? Навал газет…». Написано 27 мая 2001 г.

«Медины стен кремень…». Написано 29 июня 2001 г.

«Золотись, на реке лад!..». Написано 9 октября 2001 г.

«Город из яви и вязи дорог…». Написано 4 января 2002 г.

«Ил, ком зари… А в сером море сваи размокли…». Написано 12 января 2002 г.

«Дар готов арф и цифр…». Написано 13 января 2002 г. Ранее не публиковалось.

«Ад, ум латинян и Талмуда…». Написано около 15 декабря 2004 г.

«Мело, гнало волан… Голем…». Написано 29 января 2005 г.

«Вошла в зарю Нева… Авеню, развал, шов…». Написано 30 января 2005 г.

«Сестра! Март!..». Написано 1 февраля 2005 г.

«Сорил и жил… И жил, и рос…». Написано 5 марта 2005 г.

«Анна у Хуана…». Написано 30 ноября 2005 г. «Хирам» – легендарный предок масонского учения.

«Ценя Мураками и мака румянец…». Написано в ноябре 2006 г. Прочитано на заседании лит.общества «ЗЕЛИТ» («Зеленоградский литератор») в январе 2007 г.


ПАЛИНДРОМНЫЕ ХАЙКУ

«Норов кирки резок…».
Написано 26 декабря 2001 г.

«А ход звука! Как нота тонка!..». Написано 26 декабря 2001 г.

«Ворон, дороги, нот чага…». Написано 27 декабря 2001 г.

«Рати галок, школа гитар…». Написано 27 декабря 2001 г. Опубликовано в газете «Зеленоград сегодня», № 38 (705), 1 апреля 2004 г.

«Диван, комод, дом, окна вид…». Написано 28 декабря 2001 г.

«Лавин вар следы дел сравнивал…». Написано 28 декабря 2001 г.

«Титр Европу в упор вертит…». Написано 28 декабря 2001 г.

«Умен круг – ваш авгур. К нему…». Написано 28 декабря 2001 г.

«Удава спирт, три пса в аду…». Написано 29 декабря 2001 г.

«Восприми, Киркоров…». Написано 7 января 2002 г., до известного киркоровского скандала с какой-то журналисткой.

«Авеню, развал, шов…». Написано 8 января 2002 г.

««Арба», да к Арбату…». Написано 8 января 2002 г. «Арба» – кажется, есть такое кафе на старом Арбате…

«Я! И над – зори мироздания!..». Написано 13 января 2002 г. Опубликовано в газете «Зеленоград сегодня», № 38 (705), 1 апреля 2004 г.


ПАРОДИИ

Низари (Велемир Хлебников).
Написано 21 мая 2001 г.

Аксиома гамоиска (Андрей Вознесенский). Написано 4 апреля 1999 г. «Изоп» – так Андрей Вознесенский называет текст (стих), внешний вид которого напоминает рисунок. «НАНА» – популярная в конце прошлого века российская музыкальная группа.

«Рафик» нов. Звон кифар…» (В.Элистинский). Написано 30 июня 2001 г.

«Умолкло «ме», не молкло «му…»» (Бонифаций). Написано 21 июля 2001 г.

Настоящая баня (Рыбинский). Написано 23 декабря 2001 г.

Насчет рекламы. Написано 16 сентября 2001 г.

По мотивам Фета. Написано 31 октября 2001 г.


ПАЛИНДРОМНАЯ ПОЭЗИЯ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

Три нижеследующих стиха впервые опубликованы в сб. «Литературный Зеленоград-2000», М., 2000, с.169.

Debates ton, ode do not set abed!”. Написано 18 ноября 1999 г. О публикации – см. выше.

“Nie!”. Написано в ноябре-декабре 1999 г. О публикации – см. выше.

“O, wann?..”. Написано в ноябре-декабре 1999г. О публикации – см. выше.


Теги:буран, рубеж, примечания




Комментарии (0)
avatar