Главная › Каталог статей › Исторический очерк › Очерки
Очерки
Теория социального развития (Гл.XIV-XV)
22.08.2017 208 0.0 0



Глава 14. Марксизм как религиозное учение

Каков же выход из создавшегося положения? Естественным представляется следование диалектической линии развития общества. А это требует признания коренных ошибок марксизма. Вместе с тем при таком повороте ценным оказался бы опыт централизованного государства при ограничении крупного капитала с целью не допустить его решающего влияния на развитие общества, т.е. как раз наиболее отрицательной черты капиталистического строя.

Следование же догмам марксизма наряду с нарушением экономических и социальных законов развития общества ведет к дальнейшей фетишизации господствующей идеологии и превращению последней в религиозное учение со всеми атрибутами, свойственными религии. К таким атрибутам относятся верховное существо, пророки, догма о всеобщем блаженстве и равенстве на небе (если на земле, то в необозримо отдаленном будущем), канон (свод положений, не подлежащих ни малейшему сомнению или изменению), жития святых, религиозные институты (с пасторами, проповедями, молебными домами и даже диспутами по толкованию изречений святых), крайняя нетерпимость к другим религиям и сектам.

Каждое религиозное учение возникало не только из потребности человека объяснить окружающий мир и определить свое место в этом мире, но и из потребности объяснить отношения между людьми, складывающиеся в процессе их материальной, духовной или самовоспроизводительной деятельности. В этом смысле каждая религия являлась зачатком социальных наук от политэкономии до этики. В священных книгах разнообразных религий можно найти достаточно социальных положений, одни из которых действительны для любой эпохи (например, целый ряд этических норм), другие действительны лишь для определенной эпохи (например, утверждение о подчиненной роли женщины в обществе). Большинство религий возникало при переходе от одной общественно-экономической формации к другой в значительной мере как социальное учение революционных классов. Но по мере укрепления нового общественного строя революционные тенденции религиозных учений неизбежно сначала отходили на задний план, а затем и окончательно затушевывались, так как основной социальной задачей религии (как формы социального учения) становилось обоснование вечной истинности существующего строя.

Марксизм-ленинизм как социальное учение сейчас как раз и находится на начальной стадии своей трансформации в религиозное учение. В самом деле:

а) марксизмом-ленинизмом определены верховные существа — Маркс, Ленин;

б) определена цель, к которой должно стремиться общество, — коммунизм, при котором должно утвердиться всеобщее блаженство и равенство. Сейчас эта цель выглядит неопределенной, чем когда-либо ранее, как по своим характеристикам, так и по срокам ее достижения. Судя по многочисленным высказываниям идеологов марксизма-ленинизма и по интерпретирующим эти высказывания материалам, основным препятствием на пути к достижению коммунизма является недостаточный уровень морального совершенствования человека (одна из главных религиозных категорий!). Поэтому одну из основных своих задач при движении к коммунизму марксизм-ленинизм видит в нравственном совершенствовании человека (которое, конечно, должно быть увязано с догмами марксизма-ленинизма).

По-видимому, в дальнейшем марксизм-ленинизм будет все далее отодвигать срок достижения коммунизма, так как абсолютное равенство в обществе никогда не может быть достигнуто, и, наоборот, неравенство (относительное) всегда будет социальным явлением. Отодвинутое на неопределенное будущее всеобщее благосостояние и равенство уже мало чем отличается от блаженства на небесах;

в) целый ряд положений марксизма-ленинизма в настоящее время канонизирован (о коммунизме, о двух фазах коммунистического общества, о роли коммунистической партии и т.п.), ряд других положений находится в стадии канонизации (например, об общенародном государстве), по третьим положениям идут споры между различными сектами, извините, — коммунистическими партиями (например, тезис о диктатуре пролетариата). В целом формирование марксистско-ленинского канона находится примерно на той же стадии, на которой находилось христианское учение в III веке нашей эры, прежде чем произошло утверждение основных догм и канонов христианства;

г) биографии выдающихся деятелей марксизма-ленинизма все более очищаются от фактов, характеризующих этих деятелей как живых людей с присущими им, как и каждому человеку, недостатками; совершается идеализация их деятельности, т.е. происходит первый этап формирования «житий святых». Активные попытки причислить себя к лику святых предпринимает Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Если ему эта попытка удастся, то он будет первых святым, не являющимся соратником Ленина (а, может быть, и апостолом), подобно святому Павлу христианской религии, бывшему единственным апостолом не из соратников Христа;

д) в настоящее время идет ожесточенная борьба между различными направлениями марксизма-ленинизма («китайская» линия, «советская» линия, «еврокоммунизм» и т.п.). В этой борьбе формируется канон — единственно верная версия учения;

е) создан аппарат, ведающий всеми делами новой религии. Этот аппарат имеет большой штат проповедников, неустанно внушающих пастве основные догмы марксизма-ленинизма;

ж) коллективные молебны совершаются на всех предприятиях, в детских садах, школах в формах тематических занятий, политкружков, философских семинаров, народных университетов марксизма-ленинизма и т.п. Изучение новой религии (марксизма-ленинизма) осуществляется на всех уровнях обучения от детского сада до института и является обязательным;

з) марксизм-ленинизм нетерпим к другим религиям.

В каком отношении находится марксизм-ленинизм к буржуазной идеологии? Общим у них является то, что обе идеологии метафизичны, и в этом смысле обе они являются тормозом на пути развития общества. Основное же отличие их состоит в том, что буржуазная идеология находится на основной линии развития общества подобно тому, как феодальная идеология являлась необходимой ступенью в развитии общества, за которой следовала буржуазная идеология; коммунистическая же идеология является отклонением от основной линии развития общества.

Глава 15. Нарушения основной линии развития общества

Законы развития общества в отличие от законов развития несознательной материи (химических, физических и т.п.) направлены на объекты, которые сами могут активно оказывать обратное воздействие на свое развитие, — людей. Люди могут ускорить развитие общества, эффективно используя законы его развития, или затормозить развитие общества, нарушая эти законы. В случае радикального нарушения законов развития возможна и гибель общества.

На ранних этапах развития общества, точнее, до тех пор, пока общество не познало законы своего развития, эти законы действуют, естественно, слепо, т.е. обеспечивая человечеству на ближайший период развития большую устойчивость по отношению к окружающей среде (основной закон развития живой материи), могут создавать факторы, которые впоследствии окажут в той или иной степени дестабилизирующее действие на дальнейшее развитие общества. Сам факт прогресса человечества свидетельствует о том, что до сих пор обществу удавалось преодолеть тенденцию к регрессу.

Какие же факторы приводят к отклонению от основной линии развития общества? Приведем несколько примеров.

Пример первый. В недрах первобытнообщинного строя в результате технической революции возникло животноводство — передовая для той эпохи форма производства, впервые обеспечившая человечество продуктами в больших размерах, чем это необходимо для этого выживания. Соответственно, возникли новые классы: один класс — группа людей, владеющих средствами производства в этой форме производства, другой класс — непосредственные производители в этой форме производства. К вполне естественному стремлению класса владельцев удержать в своих руках средства и продукты производства впервые в истории добавилась и возможность осуществления этой цели. Эта возможность и была как раз связана с появлением прибавочного продукта. Необходимая для выживания непосредственных производителей часть прибавочного продукта оставлялась этим производителям, остальная часть присваивалась владельцами средств производства. Чтобы удержать у себя избыточную часть прибавочного продукта, необходимо было создать особую форму подчинения непосредственных производителей (большинства) владельцам средств производства (меньшинству). Так возникли классы рабов и рабовладельцев, так возникало затем и государство со всеми необходимыми атрибутами подавления — управленческим аппаратом, правовыми нормами, армией, судом. Форма такого подавления — рабство — соответствовала стремлению эксплуататорского класса завладеть всем избыточным продуктом. Отметим, правда, что эксплуатируемые классы (рабы) тоже были заинтересованы в победе нового строя, так как этот строй впервые обеспечивал им долю продукта, необходимую для выживания.

Труд рабов был дешев, их рабочей силы было в избытке. Это впоследствии оказалось решающим фактором, препятствующим переходу к следующей фазе рабовладельческого (как и всякого другого) строя — возникновению новых классов, связанных с новой, более передовой формой производства и, соответственно, с более передовыми орудиями труда. В самом деле, откуда мгла возникнуть потребность в более совершенных орудиях труда, если источник дешевой рабочей силы не иссякал как за счет внешних захватнических войн, так и (правда, в меньшей мере) за счет порабощения народа внутри страны?

Конечно, в эволюции рабовладельческой общественно-экономической формации наблюдался и прогресс в экономической области, но это был количественный прогресс медленного улучшения земледелия (как следующей более совершенной по сравнению с животноводством формы производства). Медленные темпы такого прогресса объясняются главным образом тем, что развитие земледелия не сопровождалось изменениями в структуре групп и слове общества, связанных с новой формой производства (т.е. не сопровождалось возникновением новых классов). Так одно из необходимым образом возникших качеств рабовладельческого общества — рабство — стало препятствием дальнейшему развитию человеческого общества, устранило внутреннюю пружину прогресса. Поэтому-то рабовладельческая общественно-экономическая формация существовала так мучительно долго, пока не нашлись за неимением внутренних внешние силы, способные произвести разрушительную работу — ликвидировать застывшую общественно-экономическую структуру рабовладельческого строя. Такой внешней силой явились окружавшие Римскую империю племена, находившиеся на стадии зрелого первобытнообщинного строя.

В результате разгрома Западной Римской империи в экономико-политической жизни общества возник симбиоз элементов зрелого первобытнообщинного строя, где в силу конкретных условий не возник (или еще не возник) институт рабства с находящимися в зародыше общественно-экономическими элементами рабовладельческого строя, связанными с земледелием.

В таких условиях медленно и постепенно стал восстанавливаться основный механизм социального развития общества, приведший к конце концов через техническую революцию в земледелии к феодальной социальной революции, основными движущими силами которой стали классы феодалов и крепостных. Упомянутый выше симбиоз определил как длительный срок перехода к феодальному строю, так и характер технической и социальной революций того времени.

Как развивалось бы рабовладельческое общество, не случись внешнего вмешательства? Можно предположить, что застой продолжался бы до тех пор, пока не исчерпалась бы возможность пополнять новыми рабами рынок рабочей силы в обществе. Затем необходимым образом начал бы действовать основной внутренний механизм социального развития, который привел бы к возникновению новых классов, связанных с земледелием, а далее — через техническую революцию к социальной, в итоге — к победе новой, феодальной общественно-экономической формации. Примерно такой ход событий можно наблюдать в Восточной Римской империи, а также в рабовладельческих государствах Востока, когда прекратился приток рабов извне.

Пример второй. В предыдущих главах достаточно подробно обсуждалась основная цель марксистско-ленинского учения — построение бесклассового коммунистического общества. Там же отмечался метафизический характер такого подхода к развитию общества и, в частности, указывалось, что все осуществляемые или планируемые шаги к достижению этой цели представляют собой отклонение от основной линии развития общества.

Не повторяя всего хода предыдущего рассуждения, заметив в этой главе только, что марксизм-ленинизм явился первым в истории человечества социальным учением, которое сумело на практике серье6зно нарушить основную линию развития общества. Иными словами, впервые надстройка сумела существенным образом повлиять на экономический базис общества.

Последствия такого вмешательства могут быть достаточно серьезными, и все же, по-видимому, они будут не столь радикальными, как влияние рабства на развитие рабовладельческого общества. Первым свидетельством тому могут служить принципиальные неудачи экономики Советского Союза, не подтверждающие идеологических установок марксизма-ленинизма. Наиболее вероятно, что после ряда экономических и политических экспромтов поезд советской социальной системы выйдет из тупика на основной путь развития. Правда, скорее всего такой переход будет сопровождаться морально-этическим комплексом марксизма-ленинизма как одного из религиозных учений. Что же, религия никогда не определяла основ общественного строя; она всегда была покорной слугой господствующей социальной системы.

Пример третий. К нынешнему времени человечеством созданы мощные средства массового уничтожения — ядерное, бактериологическое, химическое и т.п., способные уничтожить все человечество. Технология создания этих средств все более совершенствуется, и в недалеком будущем их производство возможно будет осуществить даже небольшой группой людей.

Другим следствием наличия средств массового уничтожения, кроме угрозы существованию человечества в целом, является стремление использовать угрозу применения такой разрушительной силы для закрепления власти господствующего класса. Особенно опасным такое стремление становится в эпоху социальной революции.

Поэтому в запрещении средства массового уничтожения и в их ликвидации заинтересованы, в первую очередь, классы, определяющиеся движущей силой социальной революции; на нынешнем этапе развития общества это технический, технологический классы и пролетариат. Капиталистический же класс занимает в этом вопросе двойственную позицию. С одной стороны — общечеловеческой — класс капиталистов заинтересован в запрещении и ликвидации средства массового уничтожения; с другой стороны — классовой — класс капиталистов стремится их сохранить. Именно поэтому борьба против применения средств массового уничтожения является не столько борьбой всего человечества (против кого же в таком случае бороться — против психопатов, имеющих доступ к разрушительным кнопкам?), сколько важной составляющей частью классовой борьбы передовых классов против класса капиталистов.

Пример четвертый. Человечество, накопив большой научно-технический потенциал и создавая все больше продуктов труда для удовлетворения своих потребностей, оказывает постоянно возрастающее воздействие на окружающую среду. В гигантских масштабах вырубаются леса, отходы производства загрязняют воздух и воду, выделяемая в огромных количествах энергия нагревает атмосферу и вызывает непредвиденные изменения климата. Все это оказывает обратное отрицательное воздействие на организм человека. Отрицательное влияние плоды деятельности человека оказывают не только через окружающую среду, но и непосредственно: пища все более становится синтетической, достижения медицины, увеличивая, с одной стороны, среднюю продолжительность жизни человека, ведут, с другой стороны, к ухудшению в среднем генетических и психических качеств человека, прогрессирующее возрастание населения Земли создает все большие трудности по обеспечению людей продовольствием и промышленными товарами. По мере возрастания масштабов деятельности человека эти последствия принимают все более угрожающий характер. Вышеперечисленные факторы по существу выражают противоречие между социальной и биологической природой человека, причем это противоречие начинает принимать антагонистический характер.

Эта угроза еще не осознается человечеством в достаточной мере, хотя и делаются некоторые робкие попытки «охраны» окружающей среды. Впрочем, такие попытки заранее обречена на неудачу, и дело не столько в том, что человечество более заботит гонка за благами, которые нужно получить в кратчайшие сроки. Последнее лишь усугубляет решение и без того сложной проблемы, самой сложной из всех, с которыми человечеству приходилось сталкиваться до сих пор. Перед этой проблемой бледнеют и рабство, и угроза применения средств массового уничтожения, и тем более бледнеет перспектива достижения коммунистического идеала.

Не считая мифической «охраны» окружающей среды, у человечества есть две возможности разрешения возникшего противоречия: первая — резкое снижение темпов прогресса в тех областях, где существует опасность для биологической природы человека, вторая — приспособление человека к изменениям окружающей среды, а в конечном итоге — изменение биологической природы человека.

Ограничение темпов прогресса (если таковое вообще осуществимо) может значительно отдалить угрозу человечеству; общество на этом пути может уделить основное внимание тем задачам, которые не требуют больших энергетических затрат, т.е. в основном духовному развитию человека. Заманчивая, но метафизическая по своей сути возможность.

В самом деле, этот путь не ведет к повышению устойчивости живой материи по отношению к остальной природе (нарушается основной закон развития живой материи). Человечество замыкается в своем внутреннем мире, что увеличивает опасность его гибели по каким-либо внешним или внутренним причинам.

Вторая возможность — изменение биологической природы человека — радикально решает возникшее противоречие между социальной и биологической природой человека. Не исключено, что при таком ходе развития человечеству все равно придется прибегнуть к замедлению темпов энергетического роста, но лишь в качестве тактического временного средства в случае, если процесс изменения биологической природы человека не будет поспевать за ростом энергетических затрат. Как было отмечено в предыдущих главах, изменение биологической природы человека совершается в ходе диалектического развития общества посредством чередующихся последовательностей технических и социальных революций.

Итак, причины, ведущие к нарушению естественного развития общества, могут быть самыми различными. Одни причины могут быть заключены в самом экономическом базисе общества (рабство), другие могут быть косвенными результатами технической революции (изменения окружающей среды, использование средств массового уничтожения), третьи заключены в недостатке общества (господство искусственной идеологии). Вполне возможно возникновение таких причин и в будущем.

Знание механизма социального развития позволит заблаговременно распознать причины отклонений и принять меры с целью избежать отрицательных последствий.

Заключение (задачи современного этапа классовой борьбы)

В настоящее время еще не возникли условия для перехода к технологической общественно-экономической формации. Какие же задачи должны решать на нынешнем этапе развития передовые классы, борющиеся против капиталистической эксплуатации?

С началом технической революции, когда технологический и технический классы начинают осознавать свою классовую роль в обществе, основным видом классовой борьбы становится борьба этих классов против буржуазии за ликвидацию капиталистических производственных отношений и установление новых, технологических производственных отношений. В этой борьба их союзником является пролетариат.

Исторический процесс перехода к технологической общественно-экономической формации неизбежен. Но революционным классам не безразлично, каким образом этот переход совершится: либо посредством реформ сверху со стороны капиталистов и крупных слоев технологического класса, либо революционным путем снизу, наилучшим способом, обеспечивающим экономическую свободу всему обществу.

Поэтому основными задачами революционных классов на ближайший период являются:

1) выработка технологическим и техническим классами собственной идеологии;

2) распространение этой идеологии в массах;

3) привлечение на свою сторону пролетариата и других слоев населения;

4) борьба против неограниченных собственнических прав класса капиталистов;

5) размежевание с крупными слоями технологического класса, склонных к компромиссу с классом капиталистов;

6) создание партии, способной руководить борьбой технологического, технического классов и пролетариата против буржуазии.

Выполнение этих задач позволит создать благоприятные предпосылки для подготовки грядущей технологической социальной революции.


Теги:развитие, теория



Читайте также

Комментарии (0)
avatar