Главная › Каталог статей › Исторический очерк › История Зеленограда
История Зеленограда
История Зеленограда. 1959 год.
24.08.2017 241 0.0 0



Две зоны города-спутника

Выполняя постановление Совета Министров РСФСР, Московское управление лесного хозяйства отдало 28 января 1959 года распоряжение №10-ОП-38 о передаче лесного массива (около трех квадратных километров) администрации по строительству города-спутника.


Этот массив располагался между рекой Сходней и Ленинградским шоссе от деревни Матушкино до Савелок.

В первой половине февраля 1959 года лесник Илья Иванович Циликин встретил в Сходненском лесничестве (станция Фирсановка) двух инженеров Мосгорисполкома, приехавших из Москвы на электричке, чтобы ознакомить их с территорией передаваемого лесного участка.

А спустя несколько дней, 19 февраля 1959 года, представитель управления строительства будущего города начальник геодезического отдела Николай Николаевич Пахомов принял по акту лесной массив под строительство нового города.

Архитекторами в городе были определены две промышленные зоны:

- западная зона — деревня Матушкино (сейчас здесь заводы «Микрон», «Элион», «Компонент») и район от Быкова болота до аэродрома (сейчас здесь 1-й и 2-й микрорайоны);

- восточная зона — деревня Савелки (сейчас на этом месте Дворец культуры) и территория аэродрома (сейчас — 3-й и 4-й микрорайоны).

Основное строительство велось в западной зоне. Здесь планировалось разместить ряд предприятий легкой и приборостроительной промышленности: фабрику мягкой игрушки, полиграфический комбинат, комбинат бытовых машин, приборостроительный и швейно-галантерейный комбинаты, несколько цехов часового и шарикоподшипникового заводов. На этих предприятиях должны были работать около 20 тыс. человек.

Для подготовки молодых специалистов предполагалось построить школы швейников и металлистов, часовой техникум, а также школу рабочей молодежи (для вечернего обучения).

В 1959 году полным ходом шел цикл подготовительных работ: прокладывались коммуникации, летом 1959 года была построена железнодорожная ветка к будущим комбинатам и цехам, в мае 1959 года стал выдавать продукцию бетонный завод, окончили постройку магазина и столовой (сейчас здесь магазин «Березка», кафе «Диалог»). На месте будущих жилых домов завершались осушение и засыпка песком Быкова болота, готовились подъездные пути и линии подземных коммуникаций (территория 1-го микрорайона).

В восточной зоне по плану должен был разместиться центр города: административные здания, гостиница (на левом берегу Сходни), ближе к Ленинградскому шоссе — Дом пионеров с фруктовым садом.

Но работы не начинались, и лишь несколько экскаваторов рыли яму для водного бассейна: это шла подготовка к сооружению плотины через реку Сходню. На левом берегу Сходни оставалась нетронутой деревня Савелки; она простоит еще несколько лет.

В 1959 году в новом городе-спутнике было сформировано 94-е отделение милиции Тимирязевского района города Москвы. Работало там около двух десятков человек. Ютились в строительной бытовке, позже — в школе рабочей молодежи, когда она была построена.

Зеленоградское здравоохранение ведет свою историю тоже с 1959 года, когда на опушке леса (ныне Березовая аллея) в маленьком щитовом домике разместился здравпункт медико-санитарной части №117 Ленинградского района.

В здравпункте работали фельдшеры Сергей Сергеевич Лачинов и Раиса Сергеевна Романова.
В 1959 году наконец-то завершилось строительство Сходненского мебельного комбината; он строился 14 лет, с 1945 года. Комбинат на Сходне был одним из крупнейших в Европе.

 

Справка

Николай Николаевич Пахомов. Родился в 1906 г. в Курской области. После окончания в 1930 г. института работал на строительстве первой и второй очередей метро. Во время войны трудился на восстановлении Новокраматорского машиностроительного завода.

С 1950 г. работал в должности начальника геодезического отдела, в 1958 г. переведен на эту же должность в Управление строительства нового города в районе станции Крюково. Его можно считать одним из первых строителей нашего города, так как он был назначен приказом №1 по Управлению начальником геодезического отдела.

Илья Иванович Циликин. Родился в 1923 г. в Мордовии. В начале 1930-х годов семья перебралась в Москву, где отец строил Центральный институт авиационного моторостроения. Илья собирался после окончания школы в июне 1941 г. поступать в авиационный техникум, но... С 30 июня 1941 г. по призыву Московского комсомола он — в действующей армии. После демобилизации окончил лесной техникум, а затем институт. С 1952 г. работал в лесном хозяйстве. В 1959 г. участвовал в передаче лесного массива под строительство будущего Зеленограда. В 1961-1965 гг. руководил лесопарковым хозяйством Зеленограда.

Город у станции Крюково приобретает известность. Первая публикация о нашем городе появилась в газете «Правда» от 22 февраля 1959 г., через год после постановления Совета Министров СССР о начале строительства города-спутника у станции Крюково. Статья называлась «Первый город-спутник Москвы», автор — Ю. Соловьев.

Вот что в ней было написано: «На сороковом километре Ленинградского шоссе в сторону просторной лесной поляны отходит полоса расчищенной от снега земли. На эту дорогу сворачивают автомашины, груженные строительными материалами. На опушке леса заложен первый город-спутник Москвы.

— Мы сейчас строим завод железобетонных изделий. Он будет поставлять на площадки все необходимые детали для сборки домов, — объясняет производитель работ В. Ф. Скосырев. — Первое здание города наш коллектив уже возвел. Это электрическая подстанция. Закладываются здания школы рабочей молодежи, двух технических училищ (металлистов и швейников. — И. Б.), магазина, столовой... — А вон по той лесной просеке, — показывает вдаль В. Ф. Скосырев, — сюда прокладывается от станции Крюково железнодорожная ветка. Вдоль нее впоследствии вырастут различные промышленные предприятия. Сюда из столицы переедет ряд предприятий электротехнической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности...

Рассказ строителя продолжает один из авторов проекта города-спутника архитектор И. Г. Земячковский:

— По границам жилых кварталов вдоль кромки леса разместятся коллективные фруктовые сады (их следы кое-где сохранились и сейчас. — И. Б.), микрорайонов в городе будет десять. В каждом микрорайоне будет жить шесть с половиной тысяч человек.

...Театр, кино, крупные универсальные магазины будут возведены в центре города. Но до него из самого отдаленного микрорайона немногим более двух километров.

Недалеко от центра — стадион с зимним крытым спортивным залом. Он примыкает к городскому парку, террасами спускающемуся к реке Сходне. Здесь возникнет большой водоем. К услугам жителей — яхты, катера, лодки, открытый плавательный бассейн. На южном берегу водоема (видимо, у нынешнего завода «Ангстрем». — И. Б.) расположится пляж.

Для постройки в городе выбраны четырехэтажные крупнопанельные типовые дома как наиболее экономичные. В некоторых местах, по условиям рельефа, будут стоять двухэтажные дома. У каждого из них — приусадебный участок под сад или огород…»

Через месяц вышла еще одна публикация о нашем городе: статья Т. Айрапетяна «Спутник столицы» в «Строительной газете» от 25 марта 1959 года.

Активисты Дома комсомольцев-школьников Бауманского района Москвы, узнав из газет о строительстве нового города в районе станции Крюково, обратились к ученикам школ №330, 336, 349, 353, 610, 613 и 619 с предложением составить летопись строительства города-спутника. Школьники начали готовиться к походам.

По приглашению комсомольцев Бауманского района столицы перед школьниками выступил руководитель проекта строительства нового города-спутника архитектор Игорь Евгеньевич Рожин. Он нарисовал захватывающую дух картину:

«Там, где сейчас маленькая платформа Малино и несколько дач, через 2-3 года будет выстроена основная станция прибытия в новый город. У Ленинградского шоссе стоит деревня Ржавки, сегодня там проселочная дорога, она вьется в низинах между сосенками, а через несколько лет там будет въезд в город — большая магистраль, которая пройдет мостом над Ленинградским шоссе. Территория будущего города — это луга и пашни, красивые леса с березами и хвойными деревьями. Вся территория пересекается маленьким ручейком, который можно перепрыгнуть, — это исток Сходни. Мы собираемся запрудить реку Сходню и получить водоем размером примерно 200 метров в ширину и километр в длину. В водоеме можно будет не только купаться, но и заниматься гребным спортом».

23 мая 1959 года школьники встретились в редакции «Литературной газеты» с главным архитектором Института генерального плана Москвы Н. Н. Улласом. В редакции юным краеведам выдали путевки-задания по теме «Города-спутники Москвы».

Вначале предполагалось создать вокруг Москвы около десятка таких городов, поэтому тема задания и была названа во множественном числе. Но потом правительство СССР отказалось от идеи городов-спутников, так что экспедиция школьников Бауманского района в наш город оказалась уникальной.

Начиная с 1959 года и до 1963 года школьники во время каникул регулярно приезжали в наш город, вели записи наблюдений, бесед со строителями и делали зарисовки. В Зеленоградском историко-краеведческом музее хранится 11 таких тетрадей под названием «Летопись строительства нового города-спутника Москвы в районе ст. Крюково».

Приведем начало этой летописи, обращенное также и к нам, нынешним жителям Зеленограда (написано в июне 1959 г.):

«Дорогие товарищи! Это письмо будет идти очень долго, пока попадет к вам в руки, — четыре года, пять лет. Вы получите его, когда станете новоселами — жителями чудесного города, которого сейчас еще нет. Он живет только в замыслах архитекторов, на листах проекта и не имеет еще даже имени.

Пройдет несколько лет — и на месте деревни Матушкино будет промышленная зона, крошечная Сходня разольется на полтораста метров в ширину, поднимутся на месте бывшего аэродрома дома. Навсегда изменится облик района, уйдут на другие объекты строители.
Вам трудно будет себе представить, как выглядит сейчас место, которое станет городом. И, наверное, вам интересно узнать о людях, которые строили ваш город…»


Теги:История, зеленоград, Матушкино



Читайте также

Комментарии (0)
avatar