Главная › Каталог статей › Исторический очерк › Очерки
Очерки
Вдоль Крюковского шоссе
01.03.2018 61 0.0 0

(фото с сайта: pastvu.com)

Нашими историками и краеведами основательно исследована история станции и поселка Крюково. Мы много знаем о деревне Матушкино благодаря энтузиазму и трудам уроженца этой деревни Бориса Васильевича Ларина.

А вот о территории между Крюково и Матушкино протяженностью около трех километров свидетельств осталось мало, хотя здесь тоже кипела жизнь...

Попытаюсь, собрав вместе разрозненные документы и воспоминания современников, проанализировать события 1930-1950 гг. в наших местах.


Довоенные 1930-е годы


Чтобы ярче представить себе ландшафт, рельеф местности, взаимное расположение объектов, чтобы уточнить некоторые детали воспоминаний о тех далеких годах, я решил две остановки по Панфиловскому проспекту - от кафе "Лесное" до "Октябрьской" - пройти пешком с двумя картами масштаба (в 1 см - 1 км) ("километровками") в руках: одна карта - 1941 года, другая - 1997 года. У военных, кажется, это называется рекогносцировкой.

На месте нынешнего Панфиловского проспекта в 1930-е годы проходило Крюковское шоссе. Строительство шоссе началось в 1928 году; существовавшую ранее дорогу выкладывали булыжником.

Там, где сейчас кафе "Лесное" и контрастно с природой красивое здание Московского индустриального банка, в 1930-е годы располагалось Крюковское лесничество.

Добротные деревянные дома, многочисленные хозяйственные постройки, приусадебные участки работников лесничества образовали поселок, который у местных жителей получил название поселок Лесной. При поселке был хороший магазин, куда за продуктами ходили жители соседней деревни Матушкино. Название нынешнего кафе - "Лесное" - происходит от названия этого поселка.

В глубину поселка Лесной тянулся участок леса, на опушке которого располагалась пасека колхоза деревни Матушкино. Во всем Химкинском районе только в этом колхозе была общественная пасека на 40 ульев. По этой пасеке и колхоз принял необыкновенное для тех лет поэтическое название - колхоз "Пчелка".

Остановка автобуса "12-й микрорайон"... В районе нынешнего магазина "Ольга" и книжного магазина и по другую сторону дороги ранее были дачные участки карандашной фабрики имени Сакко и Ванцетти. Местные жители называли эти дачи "Карандашкой".

Дальше Крюковское шоссе спускается вниз. В самой низине, там, где шоссе пересекает река Сходня, когда-то был мостик. Каждую весну река разливалась, создавая на этом участке препятствие для пешеходов и транспорта. Справа от моста - водокачка и пруд-озеро с таким же названием. Рядом с озером Водокачка - совхоз "Красный Октябрь".

Вспоминает Г.А. Миронова и о плотине, образовавшей озеро Водокачку:

"Сегодня, когда люди идут купаться на Школьное озеро, они с асфальтированной дорожки сворачивают на мостик и через него идут на пляж. Наверное, никто не обращает внимания на заросшую травой плотину под мостиком, а она осталась еще со времен моего детства. Весной, когда начинался ледоход, невозможно было спать от грохота, который стоял на плотине".

Сразу за плотиной река Сходня пересекала проезжую дорогу, соединявшую Крюково и Льялово (позже - шоссе, имевшее разные названия - Крюковское, Льяловское, ЦИКовское; сейчас это Панфиловский проспект). В низинке дороги через речку был проложен мостик, но весной это место все же затоплялось, затрудняя проезд телег и проход людей.

Сразу за мостом, по левой стороне дороги, располагаются участки дачного кооператива "Трамвай". Он был создан в 1937 году для работников московского трамвайного депо.

Поднимаюсь по дороге в гору, дохожу до нынешней остановки "Октябрьская", названной так в память бывшего здесь когда-то совхоза "Красный Октябрь". Мой маршрут окончен.

Подальше впереди, по левую сторону дороги (у остановки "Панфиловский проспект", в районе корп. 933), располагалось отделение Химкинской МТС (МТС - машинно-тракторная станция). Эта МТС занимала часть территории колхоза "Крюково-Голубое". По этому названию и деревушка в 25-30 домов, где жили колхозники, приняла название Крюково-Голубое. Колхоз был небольшой, но благодаря соседству МТС, с которой у колхоза были хорошие отношения, всегда занимал передовые места по району.

Краткая история этого колхоза такова. До 1917 года на месте нынешних 8-го и 9-го микрорайонов находилась обширная усадьба помещика К.И. Рахманова, владельца одного из крюковских кирпичных заводов. В 1919 году, после экспроприации помещичьих земель, здесь образовалась сельскохозяйственная артель. Вероятно, ее создали наиболее активные крестьяне поселка Крюково и деревни Голубое. Поэтому и артель стала называться - "Крюково-Голубое".

Когда 5 июня 1929 года вышло постановление Совета Труда и Обороны СССР "Об организации машинно-тракторных станций", то часть артели "Крюково-Голубое" по приказу свыше стала отделением Химкинской МТС. Впоследствии артель преобразовалась в колхоз, но тесные связи с МТС сохранились. Крюковская МТС просуществовала до 1962 года.

В 1936 году недалеко от станции Крюково, рядом с МТС (сейчас это корпуса 928-931), начал работу завод по выпуску изделий из стекла. Сначала здесь изготавливали елочные украшения, в войну - бутылки с зажигательной смесью ("коктейль Молотова"). После войны освоили производство стеклянных пуговиц. Уже в наше время стали делать смальту для мозаики - из стекла и настоящего золота, в основном для церковных храмов. Сейчас завод так и называется - "СМАЛЬТА". Совсем недавно завод был переведен на другое место, рядом с хлебозаводом №28. В народе этот завод называли "пуговичной фабрикой", или "Пуговичкой".


Грозный военный 1941 год


22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. С первых же дней войны Крюковское шоссе стало дорогой горестных проводов в армию добровольцев и призывников. Вспоминает Борис Васильевич Ларин:

"Многие жители деревни Матушкино в первый же день ушли добровольно на фронт. Всей деревней мы провожали на фронт наших односельчан, родных и знакомых до станции Крюково. Сколько было горя, слез, когда дорогие нам люди уезжали на фронт! Мы, дети, хотя и были маленькими, но понимали по-взрослому, на какие трудные испытания едут наши отцы и братья".

В начале декабря 1941 года Крюковское шоссе на короткое время стало разделительной линией между нашими и вражескими войсками. А вокруг - на каждом метре земли - кровь, скорбь, смерть, горе...
2 декабря 1941 года, после захвата немцами станции Крюково, наши части были вынуждены покинуть район поселка Красный Октябрь и озера Водокачка, а также район МТС и деревни Крюково-Голубое и отойти к юго-востоку, за Крюковское шоссе. С 3 по 6 декабря 1941 года указанные районы контролировались противником огневыми средствами и рейдами отдельных отрядов со стороны Алабушево, Матушкино и Крюково. Наши подразделения постоянно контратаковали.

Район МТС постоянно упоминается с 3 по 7 декабря 1941 года в боевых приказах, сводках и донесениях.
Этот район вместе с деревней Крюково-Голубое (нынешние 8-й и 9-й микрорайоны) был нейтральной территорией. Наша линия обороны проходила здесь по западной опушке леса несколько восточнее нынешнего Дворца творчества и площади Колумба до железной дороги примерно в 800 метрах западнее платформы Малино.

7 декабря 1941 года, в первый день наступления, нашим подразделениям удалось несколько продвинуться вперед; передовая группа бойцов 1077-го стрелкового полка 8-й гвардейской дивизии заняла район у пруда Водокачка.

Расскажу об одном случае, происшедшем в начале нашего наступления под Крюково...

Из письма политрука роты 1077-го стрелкового полка Панфиловской дивизии Николая Федоровича Омельченко (УССР, Черкасская обл., г. Золотоноша, ул. Шевченко, Д. 167):


"...Моей роте было приказано занять оборону правее водного бассейна (Водокачка), от которого шел на станцию Крюково водопровод... Пять немецких разведчиков-автоматчиков через замерзший бассейн зашли к нам в тыл. Я со своим ординарцем Михаилом Петуховым находился в канаве, где проходил водопровод... По обе стороны находился штакетник. Немцы в 8-10 метрах оказались среди нас. Мой ординарец Петухов имел винтовку и гранаты, а я пистолет и гранаты. Мы в упор из винтовки и нагана застрелили двух.

Один дал автоматную очередь, но она прошла выше нас. Мы произвели еще выстрелы, бросили гранаты и остальных уложили...

После этой схватки и расправы с немцами я с ординарцем перешел в этом же месте в один дом из жженого кирпича, в котором на русской печке лежала женщина примерно 25-30 лет с больным ребенком. В комнате было еще два мальчика от 4 до 6 лет...

В пятом часу <8 декабря> началось наше контрнаступление, заработала артиллерия. Матери не было. Я с ординарцем накормил этих двух мальчиков. Оставив их, пошел поднимать роту в наступление... Где-то в 50-60 метрах от дома я был ранен в правое плечо осколком мины. Когда поднялся, вижу, ко мне бегут эти раздетые два мальчика. Я схватил их и оттащил в дом, после чего пришла мать. Оставив их, она отправила меня в госпиталь...

Меня очень интересует, живы ли эти братишки-мальчишки".

После освобождения поселка и станции Крюково важной задачей было обеспечить быструю переброску войск по железной дороге. Поэтому в первую очередь была восстановлена водокачка и лишь затем - здание станции.


Теги:Крюково, Панфиловский проспект, шоссе


X

Уважаемый читатель!

У Вас установлено расширение (Adguard,AdBlock,Kaspersky anti-banner и.т.п) для блокировки рекламы. Добавьте наш сайт в белый список, и тем самым внесите свой вклад в его развитие. Инструкция по отключению расширения
Читайте также

Комментарии (0)
avatar