В информатике известны следующие основные методы доступа к информации (слово «информация» я не определяю): последовательный, прямой, индексно-последовательный. Рассмотрим эти методы к частному виду информации – шпаргалкам.
Последовательный метод
Укладываете шпаргалки в одно место в порядке возрастания номеров билетов. Вытянув билет, отсчитываете от начала пачки шпаргалок количество шпаргалок, равное номеру билета. По окончании счёта искомая шпаргалка найдена.
Для ускорения процесса в среднем в два раза (согласитесь, - немаловажный фактор) полезно применить следующий приём, редко используемый в современных компьютерах:
если шпаргалка с нужным вам номером находится во второй половине пачки, то счёт ведёте от конца пачки по следующей формуле:
X = N + 1 – K,
Где X – количество отсчитанных с конца пачки шпаргалок,
N – общее число билетов,
K – номер доставшегося вам билета.
Например, если всего билетов 27 (N = 27), а вам достался билет № 22 (K = 22), то для нахождения нужной шпаргалки отсчитываем с конца пачки (X = 27 + 1 -22) 6 шпаргалок. Недостаток последовательного метода – долгий поиск, однако он используется наиболее часто, хотя и не очень успешно.
Прямой доступ
Каждая шпаргалка кладётся в отдельное место, составляется таблица мест хранения. По номеру билета в таблице определяется место хранения. Этот метод самый быстрый, но требует дополнительного «оборудования», поэтому в шпаргалковедении он практически никогда не используется, хотя в информатике это самый распространённый метод доступа. Всё же знать этот метод полезно, так как его идея используется в следующем методе, наиболее подходящем для поиска шпаргалок. Это –
Индексно-последовательный метод доступа
Все шпаргалки делятся на группы, места хранения групп заносятся в таблицу. В каждой группе номера следуют подряд.
Поиск нужной шпаргалки осуществляется так: поиск группы выполняется методом прямого доступа (по таблице), а внутри группы используется метод последовательного доступа.
Пример: пусть всего имеется 27 билетов и соответственно 27 шпаргалок. Делим шпаргалки на 3 группы: к билетам №№ 1-10, к билетам №№ 11-20 и к билетам №№ 21-27. Первую группу кладём, скажем, в левый карман куртки, вторую – в правый карман, а третью – во внутренний карман. Таблицу мест хранения запоминаем (на бумаге или «вручную»). Допустим, вам достался билет № 22: по таблице находим место хранения – внутренний карман, во внутреннем кармане отсчитываем вторую по порядку шпаргалку; это и будет требуемая шпаргалка к билету № 22.
В заключение меня так и подмывает сказать вам о происхождении слова «шпаргалка». Оно происходит от польского слова «шпаргал» - «старая исписанная бумажка», а польское слово, в свою очередь, имеет источником латинское слово «спарганум» - «пелёнка» и ещё более раннее греческое слово «спарганон» - тоже «пелёнка». Слово это, скорее всего, еще в XVIII веке попало в жаргонный язык церковно-приходских школ и бурс Украины, а оттуда распространилось по всей России уже в XIX веке. Шпаргалки писались для экономии бумаги на полях использованных листов, а то и между строчек. Отсюда переход смысла: сначала – пелёнки, то есть использованные лоскуты ткани, потом – использованная бумага и, наконец, подсказка, написанная на такой бумаге.
Ни пуха, ни пера вам на экзаменах!..