АРБАТ - МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ "АРБУЕВ"
("ЧУДСКИХ КОЛДУНОВ")

 


Я хочу рассказать , откуда на самом деле произошло слово «Арбат» - название знаменитой московской улицы. Старые версии известны:

 

- «Арбат» - от арабского слова «рабат» (rabat) = "предместье";

- «Арбат» - от слова «арба» = «телега» (тюркского происхождения).

 

На месте нынешнего Арбата был Колымажный двор, и, якобы, название улицы произошло от названия телеги. Сейчас эта версия не считается лингвистически обоснованной;

 

- «Арбат» - от слова «горбатый», перешедшее потом в «Орбат» и далее в «Арбат» - по выпуклости на главном участке улицы, ее так называемой «горбатости».

 

Эта версия, в основном, умозрительная, и шансов на истинность у нее меньше даже, чем у предыдущей.

 

После всех этих предисловий лингвисты пишут: «неясное слово». Но вот что мне пришлось увидеть и услышать лет двадцать назад по этому поводу…

 

Я был в Клину, в историческом музее, интересовался документами о Петербургском тракте.

Садясь на обратном пути в Москву в вагон электрички «Тверь-Москва» (только что город Калинин был переименован в Тверь), я отыскал свободное место. Было раннее послеобеденное время, и час пик еще не наступил. Рядом сидела молодая компания; они играли в карты, две девушки с краю живо обсуждали свое житье-бытье… Передо мной сидел человек лет тридцати.

 

По проходу шла цыганка, ведя за собой дитя. Предложила молодым девушкам погадать. Погадав по руке, она попросила денег, чтобы предсказать им будущее. Ребята, шутя, дали ей денег, и она наговорила им всяких благ. Развернувшись, она молча взглянула на моего соседа, и он протянул ей левую (как и положено при гадании) руку. Взглянув на руку, цыганка вдруг испуганно рванулась на выход, таща за собой мальчика. Это движение, кроме меня, никто не заметил. Я подождал, пока компания цыган не сошла, и спросил соседа:

 

- Чего они так испугались?

- Это не в первый раз. Я – из вепсов. Слышали про такую  народность?

Закончил электровакуумный техникум, работаю в Твери и.о. инженера на заводе. Я родился на хуторе, рядом с деревней Сукино (сейчас ее нет). Жителей нашего хутора все называют карелами, но мы – вепсы, переселились с Ладоги где-то в XVII веке .

 

Конечно, с карелами у нас близкий язык, мы друг друга хорошо понимаем. И с жителями деревни Сукино (это я говорю по воспоминаниям родителей), мы жили дружно, даже нередко роднились. Они вязали веники, ездили в Москву, снимали там за городом землянки и торговали вениками. А мы… Тут он задумался…

 

- Мы во многих поколениях числились лекарями, знахарями… И тоже ездили в Москву. Зачем? Лечить, знахарствовать (у вас говорят - колдовать). Вот и еду… Нет, не колдовать… Накопилось много вопросов. Публикаций – масса… Конечно, мало что заслуживает внимания, но все же я хочу получить консультацию в Парапсихологическрм Центре.

 

Разгадываю ли прошлое? Да, это нетрудно…Лечу ли я? Да, лечу, - это труднее… Предсказываю ли будущее? Не знаю: про себя думал, а людям – не решаюсь. С таким вопросом и еду. А методы – известны. Главный вопрос – стоит ли?

 

А наши древние предки, приезжая в Москву, селились, конечно, за городом. По-вепсски знахарь, колдун называется «арбои»; по-русски это звучало как «арбуй». Соответственно, «колдовать» означало – «арбовать» (по-вепсски – «арбоида»); «колдует», значило, - «арбует». А место, где мои предки селились, стало называться – «Арбат». В переводе на русский это означает – «место проживания арбуев», «колдовское место».

 

Доехали мы до станции Крюково: я сошел в свой родной Зеленоград, а мой сосед поехал до Москвы (я говорю с сожалением, - почему не завязал контакт?).

 

Дома я сразу бросился в словари (и прочие материалы), и вот что я там нашел («Словарь русского языка XI-XVII вв.», М., Наука, 1975 г., т. I, с. 45):

 

«Арбуй» - знахарь, колдун. И далее – цитаты из документов: «И в Петров деи пост многие ядят скором, и жертву деи и питья жрут и пиют мерзским бесом, и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев чюдцкых».

 

Tеперь я уже говорю не как слушатель, но как расследователь…   

Отмечаю:

 

- колдуны («арбуи») названы происходящими из племени чуди, т.е. тоже из угро-финского племени;

- знаменательна дата документа – 1534 г.; значит (по нашей версии), Арбат мог (!) существовать уже в это время;

- отметим резко отрицательное отношение православной церкви к «арбуям»-колдунам уже в XVI веке.

 

Очень сильным было тогда влияние «арбуев» в Великом Новгороде, что и естественно: угро-финские племена живут рядом…