ЖУРЧА ИГРАЕТ КЕРНАМИ ВОДИЦА


Журча играет кернами водица.
Журжин стремится сквозь асфальт пробиться.
Журавль молчит печально у криницы.
Журнал листаю — сотая страница. 

(февраль — март 2009 г.)

Комментарий:


Керн — Игорь Голубев, его теория о кернах...  
Журжин — его стихи о ростке, пробившемся сквозь асфальт...
Журавль — Вася Сапунов пишет о журавле в двух смыслах
Журнал листаю — занятия ЗЕЛИТа проходят в библиотеке № 157, и я в самом деле беру журнал и просматриваю его... 

 

 

 

ЗИМОЙ Я НЕ ЕЗЖУ БЕЗ КЛИЗМЫ И ВОДКИ


Зимой я не езжу без клизмы и водки…
Сей джентльменский набор
Использую я для заводки:
Мороз не берет мой мотор!..

 

 

 

ИГРА ГЛАСНЫХ


Чай пей! Пой и веруй!
Чей пай? Пей и воруй!
 
(17 июля 2013 г). 

 

 

 

ИСКАТЬ ТАКСИ – БЕССМЫСЛИЦА


Искать такси – бессмыслица,
Пешком пойдем.
Покуда утро высветится,
Уж близок дом
Гуляли ль мы, как хочется,
Бродили ли, но знали –
Скоро кончатся идиллии.  

 

(~1961г.)

 

 

 

ЛЕЖУ НА ВЕРХНЕЙ ПОЛКЕ...


Лежу на верхней полке
В выцветшей футболке,
Лежу и размышляю под стук колес:

Мы все немножко дети
На этом белом свете,
Я это заявляю не в шутку, а всерьёз…

Немножко чудаки мы -
А поезд мчит на Киев…
Немножко мы романтики, хоть скепсис на устах…

А поезд мчит к Одессе,
И никуда не деться мне
От запаха солёного её застав.

Впереди маслины,
Позади Россия, -
Та, где росли мы
Под небом синим…

 

(1961 г.)

 

 

 

МАРТ


Я вышел навстречу весне,
Полной грудью дыша.
Мгновенье – и сходит снег,
И солнца слепящий шар
Крепит первый успех.

 

Днепра широкий разлив
Не зноен, не призрачно тих, -
Он свеж и мятежно бурлив,
И просится прямо в стих
Его призывный мотив.

 

 

 

МИГ, ВЕЧНОСТЬ, ЧАС, ДВАДЦАТЫЙ ВЕК, МИНУТА...


Миг, Вечность, Час, Двадцатый век, Минута,
Парадоксальный Быт, Чутьё, Обед, Она,
Звериное тепло домашнего уюта,
Опять Она, Луна и Глубина.

 

Мысль – Круг. Цирк не люблю. Фактура –
Она бывает там, где всё вразброд:
Абсурд и Здравый смысл. Фортуна!
Что нужно, чтоб поэтом стать?
Уменье забывать
Просчёт.

 

Ток, Мощность, Плотность мира, Напряжение,
Амуры, Афродита и Змея,
Санскрит, Пророк, Моя рука и Удивление:
-Мир разложил на части Пикассо и Я!

 

 

 

МИХАИЛУ ХОДАТАЕВУ


Магнолии, астры, пионы,
Идиллия орхидей,
Холёные розы-пижоны - 
Артисты оранжерей…

 

Искусственного искусства
Лёгкий прыжок-пируэт…
Умильному псевдочувству
Хочется крикнуть: Нет!

 

Обочины пыльный острожник –
Дорог мне лишь подорожник,
Амнистий вовек не знавший,
Теорий не изучавший…

 

А если душа занеможет,
Его приложи, и он –
Выстоять в горе поможет:
Умрёт, но исполнит закон.

 

(~1980 г.)

 

 

 

Бойцам милиции
Зеленограда 
 

НАРЯД


Расчет произведен,
И рад — не рад,
Но в ночь зловещую
Идет наряд.

 

Двенадцать человек,
Двенадцать бритых лбов...                               
И где-то финский нож
На них готов.

 

Не упрекай их
В мелочи пустой -
А ты пойди, 
Под пулями постой.

 

Две стороны
Ведут смертельный бой.
А ты на чьей?
На нашей иль на той?

 

Огни зажег
Ночной Зеленоград.
Пригоршни звезд
Дополнили наряд.
                                     

(2008 г., 4 ноября 2009 г.)

                                     

Комментарий

 

Это стихотворение возникло как полемическая реакция на слюняво-восторженные строки зеленоградского художника и поэта Анатолия Татаринцева. Его стихотворение «Ночной Зеленоград» начинается со строки: «Жемчужный снег и перламутр небес…» и заканчивается: «Зажег огни ночной Зеленоград/ пригоршни звезд дополнили наряд».

 

Я решил обыграть слово «наряд», понимая его не как «украшение, одежда», а как «группа, подразделение военнослужащих, выполняющих воинские обязанности по особому назначению» (Словарь русского языка, т.II, М., Русский язык, 1986, с.391).

 

 

 

(Перевод стихотворения "Случаен" современного болгарского поэта Петъра Иванова-Калинова) 
 

НЕЖДАННО-НЕГАДАННО

 

Смертный,
я догораю
в смятеньи
и недоуменьи.
Рабство наёмное –
тленье.


Может, я мёртв?
Или медленно,
долго
я умираю?
Не знаю. 

 

 

СЛУЧАЕН

(автор: Петър Иванов-Калинов)

 

Смъртен 
догарям, 
луд и случаен 
тлея назаем 
под наем 
оставен. 
Мъртъв съм 
явно много 
отдавна, 
но бавно 
умирам 
и то 
постоянно.

 

 

 

НЕТ! ЭТО НЕ ЛЮБОВЬ...


Нет! Это не любовь, но что-то показалось
Мне близким и родным в разрезе этих глаз.
И сразу прочь из сердца вся усталость,
И так легко, как будто в первый раз.

Врасплох застигнут я цветеньем мая
Мне стал понятен смех, молчанья разговор
Как откровения воспринимаю
Полей заснеженных простор.

Но я не пьян...

(зима 1962г.)

 

 

 

ОДЕССКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

 

1. Я вам скажу, но только не для прессы, 
А между нами этот разговор… 
Япония и Франция в Одессе 
Обмен-обманный заключили договор. 

 

Припев: 
Одесский Интернационал! 
Союз Япончика с «французом» Гран-Фонтана… 
Мне вдруг послышалось: завыл шакал, 
Вот икебана, так икебана! 
Мне вдруг послышалось: завыл шакал, 
Вот икебана, так икебана! 

 

2. Одесса с остальною пол-Европой 
Организована в один колхоз. 
Расследовать убийство «мистер Трепов» 
Сюда направлен был товарищ Шерлок Холмс (*). 

 

Припев: 
Одесский Интернационал! 
Союз жандарма с британским джентльменом… 
Чтоб красный мак наркотик стал, 
Готовится большая перемена. 
Чтоб красный мак наркотик стал, 
Готовится большая перемена. 

 

3. Организация СС «Одесса» 
Давно зловещую играет роль. 
И ЦРУ готовит акцию «Одесса», - 
Не правда ль, знаменательный пароль? 

 

Припев: 
Одесский Интернационал! 
Там  Рейган с Морганом и Вейсман с Цукерманом. 
На что сбирает шекели кагал? 
Небось, на памятник Моше Даяну… 
На что сбирает шекели кагал? 
Небось, на памятник Моше Даяну… 

 

4. Проснись, Иван! Беда идет! Очнись, Иван! 
Прет чистоган, как ураган! 
Ждут у порога Ованес, Вано и Ян… 
Проснись, Иван! Или ты пьян? 

 

Припев: 
Одесский Интернационал! 
Предвижу я бесславный твой финал! 
Не по зубам вам будет этот бублик – 
Союз Советских Социалистических Республик! 
Не по зубам вам будет этот бублик – 
Союз Советских Социалистических Республик! 

                                                                      

(1982 г.) 

 

*    В рассказе Конан-Дойля «Скандал в Богемии» Ватсон рассказывает о том, что Шерлок Холмс приезжал в Одессу для расследования убийства Трепова. 

 

 

 

(эпиграф к сочинению о скульптуре В.Мухиной)
 

РАБОЧЕМУ И КОЛХОЗНИЦЕ


Подвластны нам сталь и руда
Подвластны поля и степь
В едином порыве труда
Взметнулись молот и серп

 

(~1984г.)

 

 

 

СКРЫЛСЯ ЛИК ЛУНЫ ЗА ОБЛАКАМИ

 

Скрылся лик луны за облаками...
Вот он появляется опять,
Будто бы, шагая вместе с нами,
Не желает ни за что отстать.
                         
(Одесса, зима 1953-1954 г.) 

 

 

 

ЧИТАЯ ЛЕНТУ


Январский штиль 
и мартовский (не заяц!) снегопад, 
подснежник... 
Свою всё ищешь стаю или клетку: 
что ни возьми - всё не твое под солнцем... 
И это не конец еще... 
Зашел "случайно" в рощу: 
от блюда сытного так после хорошо!..  

 

 

 

Я ОТКРЫЛ ДЛЯ СЕБЯ ЭТОТ ЛЕС


Я открыл для себя этот лес
И весеннюю синь небес,
И парящую плоскость крыла,
Что направила путь орла.

 

Зелень, яркую, словно взрыв,
Разбросали опушкой кусты…
Зелень елей зимней поры –
Фон другой световой игры.
Я вошёл в лес тропой мечты.

 

Я вошёл в лес тропой мечты, -
Той тропой, что всегда нова,
С той мечтой, в которой слова
Не нужны, в которой – порыв,
Зелень яркая, словно взрыв.

 

Под ногою пружинящий мох,
Позабыты скрещенья дорог…
Подожди, стихотворный слог!
Чуешь пахнущий свежестью лог?

 

Здесь по-своему даль близка,
Здесь по-своему высь высока,
Видишь, в чашечке-лоне цветка
Отражаются облака?

 

Я был рад заблудиться здесь,
У мальчишек спросить, как пройти,
Вместе с ними припасть к роднику,
Прямиком пройти к большаку.

 

И  усталым тихо шагать,
И устами стихи слагать:
Ты открыла мне этот лес
И весеннюю синь небес.
                           
(1960 год, с  коррекцией двух-трех строк в 2005г.)