ИВАН ПУЩИН И МИХАИЛ ФОНВИЗИН

 

 

 

Иван Пущин был выпущен в 1817 году из Лицея офицером в конную гвардию, а уже через два месяца, в августе 1817 года, был принят в тайную декабристскую органи­зацию - Союз Благоденствия. В это же время в Союзе Благоденствия состоял и Михаил Фонвизин, тогда ещё полковник. Так что их знакомство вполне вероятно с 1817 года, хотя разница в их возрасте со­ставляла 10 лет: Фонвизин родился в 1788 году, а Пущин - в 1798 году.
Пущин был большой поклонник женщин и пользовался у них успехом, но демонстративно исповедовал холостяцкую жизнь.

Стройный красавец, лихой кавалерист, бо­гатый (сын сенатора), с хорошими манера­ми, правдивый, умный - он был живым оли­цетворением справедливости для своих лицейских товарищей и выгодным женихом для молодых девиц. За пять лет военной службы он дважды повышался в чинах, и его, конечно, ждала надёжная карьера.

А между тем дух справедливости сде­лал его одним из руководителей декабристского движения. В начале 1823 года он неожиданно подаёт в отставку и поступает в Петербургскую уголовную палату, а че­рез несколько месяцев назначается над­ворным судьёй в Москву. В это время (3 октября 1823 г.) он и пишет из Петер­бурга вышеупомянутое письмо к Пушкину.

Михаил Фонвизин с женой с 1823 года также постоянно живут в Москве в своём доме; наверняка Пущин и Фонвизин (он тоже в отставке - с декабря 1822 г.) ча­сто видятся: ведь оба знакомы друг с другом ещё с 1817 года, оба - члены тай­ного общества. Во всяком случае, два посещения Иваном Пущиным Фонвизи­на с женой в деревне Крюково известны историкам.