ИСТОРИЯ СЕЛА ЛЬЯЛОВО
 

Происхождение названия села Льялово

 

Село Льялово в верховьях Клязьмы впервые упоминается в Писцовой книге 1584-1586 гг. Здесь же назван один из прежних владельцев села - князь Семен Иванович Стародубский (Льяловский). Этот факт позволяет выстроить логическую цепочку, объясняющую, между прочим, и происхождение названия села.

 

Одна из ветвей князей Стародубских называлась князья Льяловские (см., например: История родов русского дворянства (составил П.Н. Петров), СПб., 1886 г., кн. 1, с. 271). Родоначальником ее был Константин Федорович Стародубский (середина XV века), имевший прозвище Льяло. По этому прозвищу и село стало называться Льялово. Кто именно из Льяловских князей получил в вотчину это селение, точно неизвестно.

 

Вот варианты:

 

- сам родоначальник князей Льяловских;
- его сын - князь Иван Константинович Льяловский (упоминается в свите Ивана III в 1495 г.);
- князь Семен Иванович Льяловский (в Писцовой книге он назван князем Стародубским); известен как воевода в боевых походах 1544-1550 гг.

 

Что же означало в древности слово «льяло»? Обратимся к «Словарю русского языка XI-XVII вв.» (т. 8, 1981 г., с. 324).


Вот перечень значений слова «льяло»:

 

- форма для отлива металла (в том числе печатных букв);
- желобной водопровод c насосом или черпаком;
- самый низ середины судна, где скапливается и откуда вычерпывается вода;
- носик рукомойника (впервые упоминается в 1583 г. в «Описи домашнего имущества царя Ивана Васильевича по спискам и книгам 90-го и 91-го годов <1582-1583 гг.>»: «Рукомойник серебрян бел о двух льялех...»).

 

Итак, вскоре после рождения новый князь Стародубский получил кроме крестного имени Константин имя-прозвище Льяло, которое по древним — еще языческим — поверьям должно было оберегать его от нечистой силы.

 

Существует и другая этимология названия «Льялово». Она приведена в книге: Е.М. Поспелов. Топонимический словарь Московской области {М., Профиздат, 2000 г., с. 157-158): «Льялово... Селение известно еще в XV в., когда оно принадлежало Константину Федоровичу Стародубскому, получившему по своей вотчине прозвище Льяловский. Название от антропонима: имя Льяло известно в Новгороде XV-XVI вв.».

 

Эта версия, безусловно, неверна, и вот почему... Князья Стародубского княжества (в том числе и князья Льяловские) были служилыми князьями Московского великого князя с остатками своих удельных прав. Как служилые князья они могли добавочно получить вотчину в пределах собственно Московского княжества. Именно такую вотчину и получил один из князей Льяловских. Но именовать себя по названию пожалованной вотчины означало бы крайне унизить свое княжеское достоинство, так как это означало бы подтверждение полного отказа от своих удельных прав на вотчину своих предков в Стародубе. Ни одного подобного случая не Зафиксировано в истории России допетровского времени.

 

 

Крестное имя - Константин, имя-прозвище — Льяло


Почему князь Федор Федорович Стародубский дал своему третьему сыну кроме крестного имени Константин еще и имя-прозвище Льяло?

 

Давать имена-прозвища в древней Руси было принято еще с языческих времен. После принятия христианства этот обычай сохранялся в течение нескольких веков. Значит, корни такого обычая были глубоки... Именно прозвище, а не христианское имя охраняло от нечистой силы, давало мощь и способствовало продолжению жизни и рода.

 

«Льяло» - «носик рукомойника»... Смысл такого названия очевиден, но не надо подходить к XV в. с мерками XX и XXI вв. Это прозвище — символ любви к своему ребенку. Наше утверждение станет понятнее, если мы учтем, что шестой сын князя, Семен, получил прозвище Белая Гузица («гузица» - «гузка», уменьшительная форма от слова «гузно»), а самого младшего сына, Ивана, прозвали Овчя («ягненок», уменьшительная форма от слова «овца»).

 

 

Проблема имен-прозвищ в русской топонимике

 

Данный раздел хотя напрямую и не относится к теме «Льялово», но позволяет более основательно утвердить высказанные ранее предположения. При этом я рассматриваю лишь сравнительно близкие к селу Льялово топонимы: Алабушево, Голубое (Голубово), Пешки, Дурыкино, Пушкино.

 

Алабушево. У ярославского князя Федора Романовича было три сына: старший - Федор, по прозвищу Алабыш, средний - Василий, по прозвищу Мамон, и младший - Александр, по прозвищу Аленка. В данном случае все три прозвища - татарского происхождения, и означают они одно: «богатый человек». «Ала» - «красный, пестрый, богатый»; «баш» - «голова, человек, начальник»; «мамон» - «богатый». Ярославское княжество тесно соприкасалось с Казанским ханством - и торговыми связями, и постоянными боевыми стычками на границе. Видимо, князь Федор Романович хорошо знал татарский язык.

 

Голубое (Голубово). Село Голубое (Голубово, Знаменское) расположено в 5 км от станции Крюково. Впервые упоминается в 1573 г. Название «Голубое» произошло от прозвища князя Федора Александровича Голубого-Ростовского (внимание - ударение на букве «у»!).

 

Видно, очень любил своих сыновей отец, если дал им такие ласкательные прозвища: старшего, Михаила, прозвал Ластка; второго, Михаила, прозвал Касатка; третьего, Ивана, - Лобан, а самому младшему, Федору, дал прозвище Голубой (любимый, милый, родной).

 

Пешки. Село Пешки в древности было ямской станцией на Петербургском тракте, а еще ранее (с XV в.) - на ямском пути из Москвы в Тверь и Великий Новгород. Существуют три версии происхождения названия «Пешки».

 

Наиболее убедительно объясняется это слово из прозвища «Пешек». Семен Пешек Федорович Сабуров был пятым сыном Федора Сабура, родоначальника боярского рода Сабуровых. Служил по Ростову, Вологде, скончался в 1483 г. Видимо, он владел селом, которое по его прозвищу получило название «Пешек», а позднее изменилось на более легкое для произношения - «Пешки».

 

Пушкино (в наших окрестностях роду Пушкиных c XIV-XV вв. принадлежали села Огниково, Виноградово, Бужарово и др.). В те давние времена новорожденному давали наряду с именем при крещении также и прозвище; такое имя-прозвище должно было оберегать человека от злых духов. Мотивы, по которым давались прозвища, могли быть самыми различными: «повор», например, означало счастливую «рубашку», в которой родился ребенок (отсюда происходитназвание сельца - Поворово), «крюк» - означало «посох», символ власти, силы.

 

Похожее явление можно наблюдать и в прозвищах, которые дал своим детям Александр Морхинин (первая половина XIV века). Старшего сына, Владимира, он прозвал Холопище (т.е. «огромный, страшный холоп»). Второму сыну, Давиду, дал прозвище Казарин (т.е. «хазарин»). Такие имена должны были, без сомнения, отпугивать нечистую силу, вздумай она подступиться к его сыновьям. А младшим сыновьям он, наоборот, дал прозвища, которые должны были спрятать детей от злых духов: Федора назвал Неведомицей, а самому младшему, Григорию, дал прозвище Пушко («пух», «пушок»). Конечно, так тщательно спрятанных детей никакая нечистая сила не найдет.

 

Родоначальнику рода Пушкиных, Григорию Пушке, принадлежали не только земли по реке Истре, но и далее продолжающаяся полоса вокруг Московского княжества, по приграничью с Дмитровским княжеством. Эти земли ранее принадлежали второй жене Ивана Калиты, Ульяне. Возможно, Григорий Пушка был женат на дочери Ивана Калиты. Этим можно объяснить умолчание о нем в летописях (дети его — опасные претенденты на великокняжеский престол).