ЛОЖКА ДЁГТЮ В БОЧКЕ МЁДУ

 

 

 

Недавно на одном из поэтических вечеров знакомая учительница истории попросила меня высказать мнение об учебнике для 2-4 классов («Москвоведение. Здравствуй, Москва!». – М., 1999). Сама таинственность предложения означала, что в книге есть какой-то подвох. Разгадать загадку всегда интересно, - и я основательно взялся за учебник. Вот что у меня получилось. 

 

Учебник написан талантливо: чувствуется опыт нескольких поколений наших отечественных преподавателей, методистов и учёных. И вдруг в этой стройной конструкции я обнаруживаю… мину!.. На стр. 13 читаю: 

 

«В те годы случилась большая беда. На Русскую землю напали свирепые кочевые народы во главе со своим царём – ханом Батыем. Они разграбили и сожгли много русских городов и подошли к Москве. Москва пять дней и ночей сопротивлялась им. Когда силы москвичей иссякли, кочевники разорили город, а потом сожгли его дотла. Жителей перебили. На Руси этих кочевников прозвали «татарами». Кочевники заставили всю Русскую землю много лет платить им дань, то есть отдавать всё, что они пожелают, - деньги, драгоценности, продукты. Если долго не получали дани, то снова собирали войско и шли грабить русские города и сёла. У кого денег нет – у того дитя возьмут, у кого дитя нет – у того жену возьмут, у кого жены нет – того самого возьмут» <конец цитаты>. 

 

Значит, так… Ребёнок 7-8 лет (это материал второго класса) усваивает, что хуже татар ничего нет. Это уже в старших классах можно объяснять и обсуждать нюансы и кавычки, а во втором классе… А если в классе окажется татарин или татарка по национальности? А удмурту или армянину не придётся ли доказывать, что он не татарин? А что тогда должны написать настоящие татарские учителя в учебнике «казановедения», паче такое появится? Известно, что национальные проблемы могут вырасти, как лавинный ком, при самом малом неуважении к народности.

 

Кстати, не подскажут ли авторы учебника, из какого источника они почерпнули, что Москва оборонялась в течение пяти дней? У Карамзина, Соловьева, Ключевского, Иловайского, Забелина я такой информации не нашёл. Может быть, это новейшие изыскания? 

 

Приведу ещё одно историческое «открытие» авторов учебника (стр. 37):

 

«В то время Казанское царство стало Русскую землю притеснять. Не стерпел этого царь Иван. Пошёл на Казань войной. И победил» <конец цитаты>. 

 

Опять татары! Хотя второклассник может и не знать, что Казань – татарский город. 

 

Когда-то в московском «Детском мире» я видел такую картину: на прилавке лежит игрушка – Бармалей, изображённый в виде негра, а рядом оживлённо обсуждают этот факт два негра. Но там – обычная глупость, в нашем же случае – умысел.