МИТИНГАМИ МАГНИТИМ ПЛОТЬ ТОЛП? 

(ЗАМЕТКИ ОЧЕВИДЦА)


 

В январе 1992 года наследники коммунистов объявили о митинге и «походе» на Белый дом. Демократы отреагировали немедленно: заявили на тот же день контрмитинг. Московские власти крикнули: «Брэк!» и развели схватившихся было противников по углам: коммунистов — на Манежную площадь, демократов — к Белому дому. Схватка 9 февраля получилась заочной.

 

Демократы собрались на Арбатской площади. Зеленоградцы сгруппировались под своим традиционным бело-зеленым транспарантом «Зеленоград». Его накануне заново изготовили женщины-активистки общества «Демократические выборы» и движения «Демократическая Россия».

 

Один из прежних таких же транспарантов был передан в музей Зеленограда (рановато, как оказалось), другой попал в «демшизу» (так называют в Москве небольшие группы демократов-экстремистов).

 

Лозунги в основном типовые: «Фашизм не пройдет!», «Ельцин, мы с тобой!», «Землю — народу и немедленно!», «Остановим красно-коричневых!», «Борис, народ и Бог помогут!».

 

В ожидании шествия к Белому дому вокруг некоторых плакатов возникают споры. Вот старик-одиночка держит неумело сделанный, но явно выстраданный плакат: «В год обезьяны бананы жуй, если не можешь — картошку смакуй». Кто-то говорит ему,что он не туда попал. Старик отвечает, что попал как раз туда, что он «тогда» был у Белого дома. Я встреваю, защищаю автора плаката: «Он же за Ельцина и демократов, а проходить мимо таких проблем мы не должны».

 

Собираются районы, организации. К зеленоградцам тяготеют демонстранты из других районов... Впереди — организация защитников Белого дома «Живое кольцо». Есть представители из других городов; читаю по плакатам: Ярославль, Тула, Орехово-Зуево... В колонне солдаты Орловского ОМОНа, Тульской ВДВ, взявшие увольнительные на два дня, те самые, которые решительно стали на сторону России в тревожные дни августа 1991 года... Снимаем шапки у места гибели трех защитников Белого дома...

 

Площадь перед Белым домом плотно заполняется, виден народ и на прилегающих улицах. Общее настроение — уверенное и не злое. Митинг открывает Геннадий Бурбулис. Следом за ним выступает председатель организации защитников Белого дома «Живое кольцо» Николай Тестин. Главная его мысль: пусть митинг на Манежной не отвлекает нас от главной опасности — ползучего путча аппарата. Выступает отец Глеб Якунин: «Почему вокруг Вас (это обращение к Ельцину. — И.Б.) собираются люди, от которых мы Вас защищали?.. Землю — народу!.. Мы требуем немедленных решительных реформ!.. Да благословит Вас Господь!»

 

...Пора пробираться к метро, надо собрать впечатления от другого митинга.

...Я на Манежной площади. Спрашиваю, кто выступает. «Тюлькин», — отвечают. «Кого он представляет?» С некоторым трудом выясняем, что Тюлькин — председатель ЦК Российской коммунистической рабочей партии. «Коммунистических партий уже 12», — как бы извиняясь, говорит один из выяснявших. Оратор говорит броско, тороплюсь кое-что записать: «Мы пришли советоваться к умному человеку — Ленину», «буржуй наш не лучше буржуя зарубежного»... Читаю лозунги: «Свободу ГКЧП! Судить президентов-предателей!», «Без земли, штанов, без хаты нас оставят хасбулаты!», «Ельцин — гаулейтер сионистского мирового правительства»...

 

«Ну и мрак у вас», — не выдержав, обращалось я к большой отдельно стоящей группе. «Иди на другой митинг, а здесь нечего дискутировать», — слышу в ответ. Выступает дьякон Виктор Пичужкин, сравнивает красное знамя с кровью Христа, гордится, что его называют «красным попом», соглашается, что «Ленин — ум, честь и совесть нашей эпохи». Неоднократно в речах звучит: «Ельцин, Горбачев и их друг Буш».

 

Можно задать несколько вопросов.

Сколько людей было на митингах? Чтобы точнее оценить, я специально забирался на возвышенные места и даже на крышу. На мой взгляд, счет 50:35 в пользу демократов, в тысячах человек. Что доказали митинги? Хотя выступления демократов были более аргументированы, вспомним, что никакой митинг нигде не ставит своей целью что-либо доказать. Цель любого митинга — показать свою силу в пользу некоторой позиции. Нужен ли был контрмитинг у Белого дома? Большинство зеленоградских демократов утверждали, что контрмитинг не нужен — делом, мол, надо заниматься. Я же считаю, что если бы у коммунистов не было в тот день оппонентов, то это создало бы впечатление силы коммунистов (что не соответствует реальному соотношению политических сил) и затормозило бы демократические преобразования по всей России. 

 

Неодобрение контрмитингу высказал 11 февраля в своем интервью академик Шаталин. Его аргумент — «поход» на Белый дом вполне предотвратила бы власть Москвы. Не буду гадать, какими бы героями выглядели участники этого «похода» при столкновении с милицией. Скажу только, что в том же интервью несколькими фразами ранее академик высказал недовольство действиями властей по обеспечению правопорядка. Откуда же у него уверенность, что 9 февраля власти и без контрмитинга обеспечили бы порядок?

 

Правильно было написано на одном из плакатов: «Лёгкой дороги к хорошей жизни не бывает».