МЫ ИЗ ТАБОРА

 


В марте 1998 года в Зеленограде был образован вокально-танцевальный ансамбль «Мы из табора». Инициатором создания этого ансамбля была зеленоградка Анна Толчева. Домохозяйка, а ранее – технический работник, - она всегда имела в душе пламень песенного искусства. 

Первый официальный успех пришел ровно через два года: весной 2000 года ансамбль получил диплом лучшего исполнителя в городе Зеленограде. В ансамбле, состоящем из восьми человек,  появились ведущие – Зинаида Короткова, Тамара Паршина, Надежда Леонова. 

Ансамбль «Мы из табора» большое внимание уделяет благотворительным концертам в Центрах социального обслуживания Зеленограда. Приветливо встречают их в Московском областном госпитале для ветеранов войн, расположенном в селе Голубое. Здесь наших артистов привлекает большая театральная сцена и хорошая акустика – есть, где развернуться и в полной мере показать свой талант! 

А талант их основан, в первую очередь, на древнерусской традиции сельских удалых песен и плясок. Как же соединились в ансамбле две линии – русская и цыганская? 

Их соединило извечное стремление к воле, - именно воле, а не свободе. Этот синтез возник на рубеже XVIII-XIX веков, когда широкую известность в Петербурге и Москве приобрело исполнение цыганских песен и плясок. Вспомним хотя бы, как был увлечен этим исполнением Пушкин… С тех пор цыганская песня, цыганская пляска – это особый стиль исполнения русского репертуара. 

Возьмем академический «Словарь русского языка» (1988 г., т.IV): «Цыганский романс – особый жанр русского романса, сложившийся под влиянием манеры исполнения русских песен и романсов цыганским хором или солистом под аккомпанемент гитары»; «цыганочка – название русской народной песни, а также пляски под мотив этой песни». 

Со временем ансамблю понадобился руководитель, который направлял бы природную стихию исполнителей… Таким руководителем стал самый, пожалуй, известный в Зеленограде бард Валентин Терещенко. Знают его и в Москве, и в ближнем зарубежье. 

Меньше его знают как художника, а он, между прочим, профессионал в этой области: окончил Строгановку, параллельно занимаясь в вокальной студии при Большом театре, у известного педагога Хромченко. Его живопись неоднократно была представлена на зеленоградских выставках. 

 Цитирую статью Е. Володиной «Три музы в одной душе» (газета «Центральный проспект», 24 апреля 1999 г.): «В его квартире очень мало мебели – все стены покрыты плодами собственного труда – графическими работами, пейзажами, портретами, натюрмортами.

Особенно выделяются классические работы на библейские темы и портреты – известных писателей и совсем неизвестной девочки, живущей по соседству. Девочка особенно хороша. Художник удачно уловил смесь настороженности и любопытства, борющихся в душе ребенка. Так и кажется, что, засидевшись, она вскочит, расхохочется и убежит…». 

То же и в поэзии… Если бы в Зеленограде вышла антология одного стихотворения лучших поэтов-зеленоградцев, то в нее безусловно вошли бы такие строки Валентина Терещенко: 

Стихи – моя точка опоры 
В жестоких ударах судьбы. 
Они мне помочь готовы 
И выручить из беды. 

Мне плохо – стихи со мною 
И в холод, и в бурю, и в зной. 
Они – как бальзам для больного, 
Как средство, прервавшее боль. 

Став художественным руководителем ансамбля «Мы из табора», Валентин Терещенко сразу ощутил особый стиль своих подопечных. 

Есть три формы существования фольклора. Первая, изначальная форма – традиционно бытовая: это песни, пляски, сказки исконных носителей народной культуры. 

Вторая форма живет сейчас интенсивно в профессиональных хорах, ансамблях. Здесь основные элементы фольклора встроены в современную художественную колею. 

Но есть и третья – промежуточная – форма, когда носители фольклора уже оторвались от своих исконных корней, но сохранили тот, первичный дух народа, и еще (слава богу!) не приобрели благообразный лоск профессионализма. 

Приведу маленький штрих, подчеркивающий принадлежность коллектива «Мы из табора» к этой, третьей форме бытования фольклора. 

Создательницу ансамбля Анну Толчеву называют в своем коллективе «неутомимой объявительницей». С первого восприятия такое выражение режет слух: что такое «объявительница»? что она объявляет? В словарях Ожегова, Академическом, Даля объяснения нет. А вот в «Словаре русского языка XI-XVII вв.» нашлось: «объявить» - значит представить публике налицо что-либо сделанное, созданное. В нашем случае Анна Толчева создала ансамбль, который стал выступать перед публикой. Емкое, точное, образное слово пришло к нам из глубины веков…  

И – совершилось чудо: коллективу «Мы из табора» удалось донести до наших дней почти потерянную русскую традицию!