ОНЕГИН И МУЖ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ - ДЕКАБРИСТЫ?

 


Пушкин пытался втиснуть Онегина в декабристскую  рамку. Об этом мы знаем из воспоминаний М.В. Юзефовича о пребывании Пушкина на Кавказе в 1829 году. В этих воспоминаниях говорится:

«Он объяснял нам довольно подробно всё, что входило в первоначальный его замысел, по которому, между прочим, Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

О таком намерении свидетельствует также X (уничтоженная) глава романа. Остатки её были Пушкиным зашифрованы, сохранились; шифр был подобран уже в следующем веке, в 1910-х гг. В связи с нашей темой обращу внимание читателя на некоторые строки этой главы, сочетая их с хронологией жизни Пушкина после выпуска из Лицея в 1817 году.

У них свои бывали сходки,
Они за чашею вина,
Они за рюмкой русской водки...
………………
Читал свои Ноэли Пушкин, 
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал 
Цареубийственный кинжал.

Современными исследованиями установлено, что Пушкин посещал открытые собрания, где большинство состояло из членов тайного декабристского общества, и на которых обсуждались острые российские проблемы. «Меланхолический Якушкин» - это Иван Дмитриевич Якушкин, ближайший друг Михаила Фонвизина (посещал его в имении Крюково).

Есть ещё один аргумент...

10-12 ноября 1824 года Пушкин пишет из Михайловского (выезд ему запрещён) в Петербург письмо своему младшему брату Льву. 

Готовя к публикации «Евгения Онегина», Пушкин особенно желает, чтобы в издании был рисунок, который он и присылает с письмом к брату. На пушкинском рисунке - Пушкин и Онегин на набережной Невы против Петропавловской крепости. Письмо:

«Брат, вот тебе картинка для «Онегина» - найди искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб всё в том же местоположении. Та же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно. Да пришли мне калоши - с Михаилом».

Зачем Пушкину- и «непременно»! - понадобился этот рисунок? В пояснениях к рисунку Пушкин пишет, что Онегин должен быть «опершися о гранит». Об этом сказано и в самой поэме. В контексте рисунка такой «разворот» Онегина должен был означать его отношение к власти (естественно в образе Петропавловской крепости). Т. е. Евгений Онегин, повернувшись к крепости «гордо задом», должен был выглядеть оппозиционером к власти. В действительности, семантика рисунка более глубока и многогранна, но я её здесь не обсуждаю.

Конечно, Лев Сергеевич, как всякий младший брат, не понял замысла. В итоге появилась известная картинка, где задом к крепости стоит не Онегин, а сам Александр Сергеевич! Пушкин в своей известной пародии высмеял эту картинку. А ведь он в своём письме специально подчеркнул слово «место-положение», подразумевая, конечно, и общую схему рисунка, но и буквально - «местоположение» = «положение места <в данном случае - ниже пояса>».