С Ельцина началась новая эпоха в нашей стране. Хотя всякое сравнение хромает, но у нас нет другого способа оценить ни время, ни личность, ни роль личности во времени. Есть пункты, которые можно принять бесспорно:
1) Ельцин, вставая в оппозицию, никак не представлял себе будущее (ни страны, ни своё). Просто он понял, что в партийной иерархии он - изгой.
2) Ельцин, высоко ценя свои способности, не мог просто уйти в тень.
3) А тут время подошло — России потребовался лидер. Кто? Сахаров со своими беспросветными светлыми идеалами?
Борис Ельцин в российском сознании вполне отождествлялся с теми качествами, которые присущи русскому человеку, и этим он импонировал народу: широта характера; простота в обращении; решительное движение вперёд без оглядки (известное русское «авось»).
Ельцин оказался лидером на крутом вираже российской истории. Мог и не стать им. Вспомним...
В 1989 году в предвыборной борьбе за звание депутата Верховного Совета СССР Борис Ельцин на предварительном этапе выборов набрал меньше голосов, чем директор автозавода ЗИЛ Браков.
В 1990-м году на выборах Председателя Верховного Совета РСФСР Ельцин шёл наравне, голос в голос, с первым секретарём компартии Российской Федерации Полозковым. Мог ли быть Полозков избранным? Мог. Где его имя в последующие годы?
Это большая удача, что на крутом историческом повороте нашёлся такой решительный лидер, как Ельцин.
А поворот был такой, для которого трудно найти сравнение. Разве что Пётр I, который через колено ломал старомосковские боярские традиции. Другого сравнения я не вижу.
Был «момент» (1861 -1917 гг), когда, казалось, Россия постепенно (я это слово подчёркиваю) стала входить в фазу современного мирового развития. Но красный Октябрь 1917 года на семь с лишним десятилетий затормозил естественный ход событий. За эти годы сменилось три поколения, и из народа была выбита инициативность, способность к предпринимательству.
Было два выхода из положения: а) постепенный переход и б) резкий поворот к частному предпринимательству.
Конечно, коммунисты рисовали (и сейчас рисуют) третий выход - возврат к общинным (коммунистическим) идеалам.
Первый выход - горбачёвский - подразумевал постепенные, терапевтические (социал-демократические) меры. Второй выход — ельцинский — решительную операцию, естественно, связанную с болью, но сравнительно кратковременную. Ельцин решился на операцию. Отсюда - путч августа 1991 г., октябрьские кровавые события 1993 г., ваучеризация начала 1990- х гг., дефолт 1998 г. Всё это - объяснимые события, хотя и труднопереносимые для народного сознания.
Кстати, о народном сознании. Ельцина обвиняют в развале СССР. Но Советский Союз как колониальная империя был - рано или поздно - обречён на такое. Идеализм коммунистов (мировая революция, новая общность - советский народ, общенародное государство) этому лишь способствовал еще со времен Ленина (его идея о федеральном устройстве). Речь в конечном историческом итоге, могла идти лишь о благоприятных (для России) условиях разделения.
В связи с этим очень популярны сейчас обвинения Хрущёва в том, что он в 1954 г. «отдал» Крым Украине. Да, такой шаг не явился разумным. Но ни один из историков (а уж тем более из простого народа) не вспомнил, что почти одновременно (в 1955 г.) была ликвидирована федеративность Карельской АССР. Поглядите на карту - что бы было? Новое государство — Карелия, границы у самого Ленинграда, Мурманская область превращается еще в один анклав. Нравится? Почему бы и не помянуть в связи с этим Хрущёва добрым словом? Нет, не поминаем... Так что оглянитесь лучше на себя...
Так и Ельцин. Он заслуживает доброй памяти за то, что сумел с минимальными потерями повернуть Россию в нормальное общечеловеческое русло. И он заслуживает памятника. Я думаю, что лучший памятник ему может создать Эрнст Неизвестный.
Пусть российская земля будет Борису Николаевичу Ельцину пухом!