Итак, мы видели (см. «Зеленоград сегодня», № 96,17 августа 2006 г.), что есть немало аргументов в пользу того, что именно Наталья Фонвизина была прообразом Татьяны Лариной. Конечно, не будем преувеличивать степень этой «прообразности»: всё-таки литературный герой отделён от прототипа, имея в своём портфеле лишь часть черт характера и деталей биографии и быта своего прообраза.
Но откуда Пушкин мог узнать эти сведения? Лично он не был знаком ни с Апухтиными, ни с Фонвизиными. Присмотримся...
Май для молодого Пушкина был самым знаменательным месяцем:
- 26 мая (старый стиль) он родился;
- 5 мая 1820 г. Пушкин получает подорожную на проезд от Петербурга до Кишинёва к месту службы (фактически отправлен в ссылку);
- 4 мая 1821 г. в Кишинёве Пушкина принимают в масонскую ложу «Овидий».
Перед первой строфой чернового текста романа в стихах «Евгений Онегин» Александр Пушкин в 1823 г. ставит две даты: «9 мая», «28 мая ночью» (время начала романа?). Начиная роман в такие памятные дни, он как бы собирался подвести поэтический итог 24 годам своей жизни.
Эту мысль подтверждает также и эпиграф в беловой рукописи к первой главе (эпиграф в печати не появился):
Собранье пламенных замет
Богатой жизни юных лет.
(цитата из "Пиров" Баратынского, 1821 г.)
Пушкин неоднократно подчёркивал, что он пишет «свободный» роман, подразумевая под этим отсутствие полного плана. Поэта вёл «творческий инстинкт» (выражение В.Г. Белинского).
Первая глава писалась легко. По воспоминаниям современников, Пушкин писал начало романа обычно с раннего утра, не вставая с постели. "Приятели часто заставали его то задумчивого, то помирающего со смеху над строфою своего романа» (из воспоминаний Л.С. Пушкина).
...22 октября 1823 года. Вот и закончена первая глава, и сразу же Пушкин начинает вторую главу...
«Сквозь магический кристалл» своей поэтической интуиции поэт уже провидит и онегинского идейного оппонента - Владимира Ленского, и комплементарную к Ленскому Ольгу, и даже - где-то на горизонте - дуэль (излюбленный мотив). Но жанровая сущность романа требует присутствия в фабуле любовной сюжетной линии, а, значит, и главной героини.
От какой реальной точки жизни оттолкнуться для создания центрального женского образа романа?
Здесь поэт впервые почувствовал сопротивление созданного им словесного материала.
И Пушкин ищет, ищет этот женский образ: рисует портреты Екатерины Воронцовой, Амалии Ризнич, Марии Раевской, безымянные женские головки...
Никогда в своей жизни он не рисовал столько много женских портретов, сколько осенью 1823 года, когда обдумывал и писал вторую главу «Евгения Онегина», где должна была появиться главная героиня романа.
К началу ноября 1823 года Пушкин написал 17строф второй главы романа, аобраз Татьяны всё не появлялся на страницах рукописи.
И вдруг... В ноябре 1823 года наступает взрыв творческой энергии.
В XXII строфте второй главы появляется первое упоминание о старшей сестре Ольги; первоначально Пушкин назвал её Натальей, но потом переменил имя на «Татьяна».
К 8 декабря 1823 года вторая глава была завершена.
Откуда возник такой могучий и стремительный всплеск творческой энергии?
Мой ответ: из письма его лицейского друга Ивана Пущина.
Пушкин получил письмо от Пущина 15 ноября 1823 года, поэтому, если принять наше предположение, то некоторые датировки в написании романа «Евгений Онегин» можно уточнить.
Например, написание строф XXII-XL романа в соответствии с нашей версией следует датировать периодом 15 ноября - 8 декабря 1823 г. (15 ноября — получение письма от Пущина, 8 декабря - дата завершения второй главы).
Чтобы ответить, что же написал Пущин о Наталье Фонвизиной в письме Пушкину, следует рассмотреть взаимоотношения Пущина с Фонвизиными.