РАЗВИТИЕ РУССКОГО ХАРАКТЕРА

 


Характер человека определяет его жизнь, судьбу. Характер народа определяет жизнь государства, его судьбу. Какие основные факторы определили развитие русского характера?

 

Главный фактор, - и мы это высказали ранее - стремление к независимости. Но оно присуще всем народам, поэтому способ реализации независимости зависит от обстановки, -географической, политической, религиозной.

 

 

Географический фактор

 

Московское княжество было расположено на самом краю Европы и занимало огромное пространство. В завещании Дмитрия Донского 1389 года перечисляются вотчины от Калуги и верховьев Волги на западе до Вятки на востоке, от Белоозера на севере до реки Оки на юге.

 

Земли было много, экономно её использовать не имело смысла, легче было вырубить и сжечь участок леса, чтобы удобрить почву золой и пеплом. Такой участок назывался подсекой (диалектные названия:сеча, пал, кулига, дерба, чищоба, новина), а способ возделывания - подсечной системой земледелия. Свежая подсека не требовала ни удобрения, ни обработки почвы. Сеяли прямо в золу. Весной - ячмень, лён, горох, пшеницу, просо, летом сажали репу, осенью сеяли рожь и пшеницу. Подсеку можно было несколько раз возделывать без удобрений, она требовала очень незначительной обработки и давала сравнительно высокий урожай.

 

Когда земля истощалась, её забрасывали, и она превращалась в пустошь, в покос или зарастала кустарником. А крестьяне переходили на другой подходящий участок. Лет через 15-20 можно было вернуться на такую пустошь и повторить весь подсечный процесс. Двух- и трехпольная система земледелия стала массово применяться у нас лишь с XVI века, но всё-таки в сочетании с пустошами.

 

Наличие большого количества земли способствовало развитию «широты» русского характера: брошу здесь - найду в другом месте!

 

Первоначальная психическая энергия народа, пиком развития которой стала Куликовская битва 1380 года, стала находить свое выражение в стремлении наиболее активной части населения уйти на окраины: на юг- в казаки, на север - в скиты, на восток - в Сибирь. Как видим, эти проявления жизни - в земледелии, в уходе на окраины - были внешними, экстенсивными. Конечно, они тормозили внутренние, интенсивные импульсы экономического и духовного движения.

 

 

Политический фактор

 

Безусловно, татаро-монгольское иго (1238-1480 гг.) явилось тормозом в политическом и социальном развитии Руси, но совсем не в смысле угнетения народа. Гарнизоны Золотой Орды в русских городах не стояли, сами ордынцы дань не собирали, смешанных браков (о которых так часто всегда говорят) не было. По сути, Золотой Орде были безразличны наши внутренние дела: единственным их требованием была выплата дани, «татарского выхода».

 

А вот великому князю, ответственному за сбор дани, такая ситуация была вдвойне выгодна. Во-первых, значительную долю этих поборов великий князь оставлял для своей казны. Во-вторых, сбор дани был мощным средством политического давления на прочих князей. Всё это, конечно, способствовало объединению Руси, но на принципе неограниченного самодержавия.

 

 

Религиозный фактор

 

Православная религия была в течение семи веков (с 988 года до Петра I) единственным орудием духовного воспитания и образования русского человека. Но одновременно она стала преградой на пути развития науки, литературы и искусства. Русь, объявив себя через церковь «третьим Римом» (после Рима и Константинополя), тем не менее полностью утратила высокие культурные традиции не только Древней Греции и Древнего Рима, но и лишь в малой мере сохранила их слабый отголосок - культуру Византии. Университеты появились в России на 7 веков позже, чем в западноевропейских странах. Настоящая, не косноязычная, литература появилась у нас только с Пушкиным («Слово о полку Игореве» - эпизод): на Западе она возникла на 5 веков раньше (Данте, Чосер). Российских философов не появилось вообще. Что-то положительное можно говорить о живописи (Рублев, Дионисий), но это были эпизоды, не давшие линию развития.

 

Лишь в критические моменты, грозящие гибелью, проявлялась энергия народа (1612 год, 1812 год). Именно на казацких окраинах поднимались восстания:

 

1604 год - Лжедмитрий I. 1670 год - Степан Разин. 1773 год - Емельян Пугачёв.

Экстенсивное развитие страны было направлено на захват Сибири (XVII-XVIII вв).

Пётр I попытался переломить эту косность, но опять-таки силой, «через колено». Далее в течение полутора веков политика России была направлена исключительно вовне.

 

Серьёзный шаг был сделан Александром II в 1861 году - отмена крепостного права. Тогда лишь Россия двинулась вперед в социальном плане. Еще один шаг был намечен премьер-министром Петром Столыпиным - ликвидация общины экономическими средствами; с убийством Столыпина в 1911 году дело заглохло.