СКАЗКА О КУРОЧКЕ-РЯБЕ
(РАЗГАДКА)

 


Жили были дед и баба, и была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое».

 

Сразу возникает несколько вопросов:

 

- почему дед не мог разбить яйцо? Допустим, оно было твёрдым, что и «подтверждается» многочисленными живописными средствами (рисунки, мультфильмы);

 

- но если дед не мог разбить, то как могла бы разбить яйцо баба, - ведь она слабее деда?

 

- а как же слабой мышке удалось разбить такое твёрдое яйцо?

 

- почему дед и баба заплакали, ведь их желание исполнилось?

 

- что это за утешение курочки-рябы: простое яйцо взамен золотого?

 

Отечественные исследователи от А.Н. Афанасьева до В.Я. Проппа и В.Н. Топорова считают, что это осколок основного космогонического сюжета о происхождении мира из Мирового Яйца.

 

Однако… Есть более простое объяснение сказки о курочке-рябе.

 

Источником для разгадки мне послужил следующий датируемый XVII веком фрагмент из книги «К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. Материалы для истории техники книжного дела и иконописи, извлечённые из русских и сербских рукописей и других источников XV-XVIII столетий» (вып. 1. Тексты и примеч. СПб, 1906, с.122):

 

Как злато творёное составливать. Купити золотник ртути да яицо куречье взяти свежее в лете, как куры парят чиплята, … и против яицо малу язву, и белок вон выточить на землю и в яицо влить золотник ртути и замазать серою да положити под курицу в начале как станет парити. …Как выпарит чиплята и проколупати яице… и тако ртуть и желтыш сставитца аки золото.

 

Творёное золото использовалось (и сейчас используется – при существенно другом способе приготовления) для золочения по металлу, золотописных работ (см., например: «Инструкция по позолотным работам при реставрации памятников архитектуры». М., 1982).

 

Итак… Еще до XVII века существовали профессиональные цеховые организации. Ученики в них после многолетнего обучения становились подмастерьями, а отдельные подмастерья – мастерами. На звание подмастерья и мастера нужно было пройти испытание, «урок». Одним из таких «уроков» на звание подмастерья-живописца и было получение «творёного злата».

 

Слухи об этом доходили до простого народа. Им многое было «ясно»: нужно взять яйцо, поколдовать над ним, положить под курицу, несущую яйца и – через три недели «золотое» яйцо готово. Все получалось, кроме «колдовства». Вот и возник рассказ-сказка о неудачном эксперименте.

 

Золотые яйца творит человек разумный, а остальные едят простые яйца.