Лиля Брик, как и всякая настоящая женщина, мечтала о собственном автомобиле. Такой случай представился в 1928 году, когда Маяковский отправился в творческую командировку: Берлин, Париж ...
Я листаю записную книжку Маяковского ... Там есть всё, что обычно пишут жёны мужьям в таких случаях:
"В Берлине: Вязаный костюм № 44 тёмно-синий (не через голову) ... Чулки - очень тонкие ... Дальше - о застёжках-молниях, люстрине ...
В Париже: ... Платья , чулки, перчатки, сумку, духи (конечно, необыкновенные) - Rue de la Paix, Моn Boudoir ... И, наконец:
Машина: Лучше закрытая - со всеми запасными частями, с двумя запасными колёсами, сзади чемодан ... Игрушку для заднего окошка. Часы с заводом на неделю. Автомобильные перчатки ... ".
Проблема с авто активно обсуждалась в их переписке тех дней.
"14 октября 1928 г. Про машину не забудь : 1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонарик сзади с надписью "стоп", 5) обязательно стрелки электрические, показывающие, куда поворачивает машина, 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода, 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади . Про часы с недельным заводом. Цвет и форму (закрытую-открытую) на твой и Эличкин вкус <Эльза Триоле - известная французская писательница, родная сестра Лили Брик>. Только чтобы не была похожа на такси. Лучше всего "бьюик" или "рено" . Только не "амилкар"! Завтра утром начинаю учиться управлять".
Обмен телеграммами ... "Телеграфируй автомобильные дела. Целую. Твоя Киса". "Веду сценарные переговоры <с> Рене Клером. Если доведу, машина, надеюсь, будет. Целую, люблю. Твой Счен".
Наконец, 10 ноября 1928 года приходит долгожданное: "Покупаю "рено". Красавец серой масти 6 сил 4 цилиндра , кондуит интерьер <т.е. закрытая>. Двенадцатого декабря поедет в Москву. Приеду около восьмого . Телеграфируй. Целую, люблю. Твой Счен".
Лиля Юрьевна хотела серый цвет. И женщина, у которой в Париже был роман с Маяковским (Татьяна Яковлева - но это было несерьезно. - И.Б. ), помогала подобрать подходящий оттенок . "Как велела Лиличка", - уточнял поэт. Лиля вовлекала в орбиту своего обаяния даже соперниц! ..
В январе 1929 года машина прибыла в Москву. Это был четырехместный красавец. Снизу светло-серый до пояса, а верхняя часть и крылья - чёрные. Маяковский машину не водил , он пользовался услугами шофёра Гамазина, в прошлом таксиста. И каждый раз спрашивал разрешения ЛЮ (это семейная шифровка, означает - Лиля Юрьевна) - не нужна ли машина ей?
Позволю себе предположить, что авто принадлежало поэту, а Лиля пользовалась им на неограниченных правах ...
Вспоминает сама ЛЮ:
"Я, кажется, была единственной москвичкой за рулём, кроме меня управляла только жена французского посла. Мостовые были в ужасающем состоянии, но ездить было легко, т.к. транспорта было мало ...
Цитирую (Катанян *, с. 84-85):
"Лиля Юрьевна увлеклась "реношкой" со всем категоризмом, свойственным её натуре. Она сшила специальное пальто и костюм для езды, выписала из Парижа шапочку и перчатки . Стала читать автожурнал и завела знакомых автолюбителей.
Александр Родченко несколько раз просил её позировать - он любил её снимать и, как известно, делал фотомонтажи, используя её фотографии. ЛЮ рассказывала: "Родченко несколько раз просил меня сняться с новой машиной, но всё как-то не получалось. А тут Володя уговорил меня сделать несколько фотографий с "реношкой", я позвонила Александру Михайловичу <Родченко> и сказала, что собираюсь на машине в Ленинград. В Ленинград он со мной не мог поехать, но обрадовался возможности сделать снимки . Мы фотографировались в Москве, я была в одном платье, потом переоделась, заехали на заправку бензина к Земляному Валу, он снимал с заднего сиденья, как-то ещё ... Мы условились , что отъедем верст двадцать, он поснимает, а потом вернётся домой , я же поеду дальше. Но дальше я не поехала, выяснилось, что дорога ужасна, и машина начала чихать, и вообще одной ехать так далеко скучно и опасно. На одной из фотографий я сижу в раздумье на подножке - ехать ли? И решила вернуться . Володе понравились эти отпечатки, и он жалел, что поездка не состоялась, тогда фотографий было бы больше. Потом мы между собой называли эту серию "Несостоявшееся путешествие".
*В статье использован материал
из книги В. Катаняна "Лиля
Брик. Жизнь··. Изд. М.: Захаров,
2002г.